Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

понедельник, 9 ноября 2015 г.

Клиентское SEO все?

В 2015 году оборот моей компании вырос вдвое за последние девять месяцев. По итогам года цифра может быть и выше, но посмотрим. При этом у нас нет холодных продаж. Нет. Вообще нет. Только рекомендации и PR. И из входящего потока только каждый четвертый лид доходит до договора: четверть не проходит по цене, четверть по неразвитости сайта (лендинги тоже хотят быть в топе), четверть мы сами проебываем. Мы вырастем на 100% за год, и это очень печально. Не потому что могли бы быстрее и больше, а потому что в принципе вырастем. Это очень печально. Это даже не печально, это пиздец.

Я мог бы обманывать себя тем, что я крут и привлек дофига клиентов только тем, что предпринял немало усилий про продвижению своей компании в публичном поле. Так и есть. Предпринял. Но на нормальном устоявшемся рынке эффект от такой деятельности был бы намного скромнее. Быстро растут в двух случаях: ты слишком маленький и любой договор существенно искажает статистику. И когда рынок глобально меняется, вызывая переток клиентов от одной массы подрядчиков к другим.

Легкие наблюдения за рынком SEO показывают даже любителю смещение в парадигме. От результата к работе. Рынок долго боролся за отказ от гарантий по позициям и напоролся на желание видеть работу. И это убило текущий рынок наповал. Нет, труп еще подергивается, но осталось ему недолго.

Идет перераспределение клиентов по исполнителям. Конечно, хотелось бы спихнуть все на более низкие цены, и, наверно, многие верят именно в это - я недавно увидел, что один средний московский игрок (раза в три крупнее меня), выкатив новый лендинг, поставил на нем цены на рубль (1000р.) ниже базовых цен на рынке. Но это не так! Рынок пошел туда, где ему продают работу, методики, знания, компетенции, технологии.

Беда-беда... Сидел клиент на договоре, а теперь, если в отчете только я.метрика, то даже при достижении результата будут вопросы, на что освоен перечисленный платеж. И совсем плохо, если и результата нет. Тогда однозначно уход к другому подрядчику. Апофеозом стал отзыв от одного потенциального клиента, который объяснил незаключение договора тем, что он не знал, что мы используем в работе систему планирования и контроля (в нашем случае Битрикс24). Только поэтому клиент выбрал другую компанию. О! Теперь мы вставляем этот факт в каждое КП.

Но все это только первый этап. И именно этот факт меня больше всего печалит.

Вторым этапом будет переход к инхаус. Простой пример. Я вяло и не очень охотно продаю услугу консалтинга. Продаю я ее только при целом ряде условий: свои программисты в проекте, безусловное следование рекомендациям. Просто потому, что я делаю консалтинг сам, а это, писец, какой нелегкий труд. За два последних месяца я разогнал оборот по консалтингу до 15% от оборота компании. От оборота, к которому компания шла два года. Два месяца и два года! А если вспомнить, что консалтинг приносит вдвое больше прибыли, чем обычный проект на SEO, то совсем невесело.

Что дальше? От трех до пяти лет произойдет переток SEO полностью на рельсы обслуживания маркетинговых действий в рамках развития бизнеса в интернете. Уход из зоны волшебства и шаманства в зону исполнения набора описанных в инструкциях действий. Плюс развитие платформ для обработки этих действий в той части, где не требуются человеческие мозги. Причем, не так важно, будет за этой платформой стоять человек, автомат или пополам. Целиком не заменить человека, конечно, но сильно ускорить его работу можно.

Дальше, скорей всего, будет все еще веселее. А именно выживут совсем мелкие, консалтинг (по сути та же мелочь) и платформы. Кто не начал строить их, я бы сильно задумался.

Есть еще, конечно, благодатный кусок в виде контент-маркетинга. На понимание и реальное слияние контент-маркетинга и маркетинга в сознании бизнеса уйдет примерно те же года три, может, пять. Но в итоге зайдя на этот рынок можно будет гарантировать себе кусок хлеба, когда платформы окончально сожрут рынок клиентского SEO. Если только роботы не научатся писать экспертные тексты - по сути думать. Но если роботы научатся думать, то тогда я никому не позавидую.

А бизнесу после прочтения я бы советовал тоже не улыбаться. Это общая тенденция. Платформы, мелочь и консалтинг - вам выбирать, как дальше развиваться.

среда, 4 ноября 2015 г.

Роадшоу: Ответы на ваши вопросы - Ноябрь 2015

Мой сайт по некоторым запросам ведет себя странно. Набираю запрос - сайта нет на первой странице, перехожу на вторую страницу - тоже нет его там. Возвращаюсь на первую а он в топе. Xml тоже показывает, что сайт в топе. Значит ли это, что сохраненка сайта лежит на медленном сервере и сначала выдача строится без него, а потом когда ответ приходит - кешируется.... Или это ничего не значит?)

Глюк. Ориентируйтесь на показания съема выдачи кейколлектором напрямую и через я.xml. Я бы вообще не зацикливался на определенных фразах, если только это не мегатраффиковые фразы. Лучше работайте над качеством и видимостью сайта в целом.

Есть, например, 2 запроса: "сапоги" и "сапоги женские"
------------------
Если группировать логически, то эти 2 запроса должны пойти в разные группы - раздел и подраздел, так как сапоги еще могут быть мужские, для мальчиков ...
* Сайт может торговать только женскими, но это уже другой вопрос
Если группировать на основе выдачи, то быстрее всего эти запросы будут вместе, так как Яндекс через MatrixNet определил, что 80% задают запрос "сапоги" - женщины и поэтому по запросам "сапоги" и "сапоги женские" бывает до 7 общих урлов, да и в сниппетах очень много слов - женские
------------------
Как правильно поступить в этом случае? Если нужно разъединять, то как это можно сделать? Если группировка на основе выдачи их соединяет.
* Вручную разъединять десятки тысяч запросов не очень хочется
Если не разъединять, то как построить правильно структуру разделов и подразделов, хлебные крошки, перелинковку ... 

Тут сложно отвечать, не имея живого примера перед глазами. Просто фраза "сапоги" бессмысленна. Но в конкретном регионе может быть очень даже коммерческой. Тут другой момент важен - у вас нет других сапог кроме женских. Какой траффик должна собирать посадочная под "сапоги" если она равна по смыслу (в рамках вашего сайта) посадочной под "сапоги женские"? Зачем вам делать неявный дубль? Тем более, что кластеризация по выдаче вам тоже данные фразы ставит в один кластер.

Привет!
Ранее я работал только с разовыми услугами по SEO (аудит, сбор СЯ, разовая оптимизация), а тепер решил что пора набирать клиентов на постоянку. Не подскажешь несколько способов, какие источники и направления поиска можно использовать в этих целях?

SEO - царство сарафана. Поэтому решать будут все каналы, увеличивающие ваш сарафан. Это рекомендации от знакомых, от знакомых знакомых, от клиентов, от родственников, от тех, кто просто уверен в вашей экспертности. Развивайте публичную экспертность - на перспективу это лучший метод по привлечению клиентов в практически любых услугах. Начните с блога, добавьте участие в региональных семинарах или проводите их сами, учите людей и найдете клиентов. Из холодняка могу посоветовать работать с контекстом (высокая конкуренция), поисковое продвижение своего сайта (долго), спам (нужны крепкие нервы при обработке звонков), агентские звонки (нужны продвинутые агенты - это дорогое удовольствие).

Собираешься посетить Вебмастерскую от Яндекса? Как думаешь, информация будет уровня "школы вебмастеров"?

Нет. Во-первых, они делают видео. Во-вторых, я живу не в Москве. В-третьих, ценность подобной информации сильно преувеличена: большая часть или устарела, или вода, а то, что имеет какую-то ценность - это ценность носит академический характер. Скажите, как сильно вам помогает знание, что у Яндекса 800 факторов и 105 отведено на оценку ссылок? Как аналитику мне это интересно. Как практику - нет, все равно уровень манипуляционного влияния на факторы весьма ограничен имеющимися инструментами.

Какие самые основные и значимые факторы ранжирования в гугле в некоммерческой тематике?

Я небольшой специалист по гуглу. Но из того, что я читаю и изучаю, все большую роль в гугле играет комплексное внимание к проекту. Это и брендовый траффик, и вычитываемость сайта, и упоминания сайта в самых разных источниках, и представленность проекта в самых разных точках контакта в сети: от соцсетей до локальных форумов и каталогов.

Привет!
Посоветуй как выйти из зоны комфорта и встряхнуться? 
Есть з/п и свои проекты, в целом на ~150К выходит. 
Замечаю какую-то апатию, однообразие, горящие глаза тухнут.
Не хочу, чтобы это был мой потолок, но и интерес пропадает.

Каждый раз, когда я попадаю в ловушку зоны комфорта, у меня начинается стресс и зуд, который приводит к совершению какой-то глупости, выводящей меня на новый этап роста. Самое простое - это крупная покупка в кредит. Конечно, кредиты сейчас не те, что раньше, но через полгодика можно легко будет найти себе что-то интересное в ипотеку или автокредит, а потом 3-5 лет работать, чтобы и покупку сохранить и восстановить зону комфорта. За себя могу сказать, что за семь последних лет мой личный доход вырос в 10 раз.

Здравствуйте! 
Год назад начал делать информационный сайт строительной тематики. Через месяц ради эксперимента запустил ещё один сайт, который специализировался только на сантехнических работах. На первом сайте опубликовано более 200 статей. На втором сайте опубликовал 30 статей, после чего я перестал наполнять контент. Хотел посмотреть, что будет дальше. На первом сайте, который продолжаю развивать, трафик постепенно растет, а на втором достиг 100 посетителей в сутки и уперся в потолок. 
Возникла идея объединить два сайта в один. Можно как-то второй сайт выкинуть из индекса гугла и яндекса и перенести все статьи на первый сайт, чтобы они не были дубликатами? Как это правильно сделать?

Перенести, второй сайт выставить в ответ 500. Если на втором были какие-то ссылки или возрастные интересные (выражающиеся в позициях), то после переноса статей выставить междоменный 301 статья к статье на полгода-год. В первом случае надо только проверить, чтобы данные документы не были кем-то унесены к себе ранее - если так, то авторство может уйти туда. Второй способ гарантировано передаст авторство, но вместе с ним и все остальное, что связано со старым доменом. Если все чисто там, делайте 301.

Дмитрий, привет!
Собираюсь стать сеошником. Многие трубят что сео умирает, как думаешь я опоздал? Реально ли без платных курсов найти всю нужную информацию в инете? С гуманитарным образованием возможно стать отличным специалистом? Или сео можно не рассматривать и есть что-то другое более интересное?
Спасибо!

SEO не умирает, оно модифицируется. Пока есть поиск, будет нужна и услуга отладки сайтов под поисковые системы. Другой вопрос, что с гуманитарным образованием будет тяжело вникать в некоторые тонкости работы с факторами. Возможно, вам стоит обратить больше внимание на область контент-маркетинга. Она точно будет на подъеме года 2-3 в России, пока не сольется с традиционным маркетингом. Что касается выучки, то по блогам можно выучиться, просто времени много потеряете. Лучший способ обучения в данной отрасли - наставничество. Нет денег - устройтесь за копейки в продвинутую по технологиям студию стажером.

Какую пользу могут дать сайту ссылки с качественных, посещаемых сайтов, кроме переходов пользователей по ссылкам?

Вес, передаваемый этими ссылками, повлияет на видимость данного сайта в поиске. Другое дело, что единичные ссылки вряд ли что-то изменят.

Каков результат внедрения bitrix24? Какие минусы и плюсы?

Раньше я получал до 100 писем в сутки от клиентов. Сейчас это 10 писем в месяц. Плюс почти нулевой отвал клиентов по причинам неудовлетворенности работой. Плюс почти нулевая дебиторка. Внедрение было болезненным и заняло несколько месяцев. До сих пор не ведется почасовой учет выполнения задач. Не строятся диаграммы ганта. Но мы сняли напряженность в общении с клиентами - это было самым важным достижением от внедрения б24.

Добрый день! Собрал СЯ для своего интернет магазина, как можно быстро на автомате почистить ненужные бренды? Семантика большая, глазами смотреть не вариант... всего брендов сотни в тематике, на сайте у меня их около 40. Может что-то посоветуете?

Фильтр в экселе по части фразы. Настроить, выделить, удалить. Как-то так.

Доброго здравия, Дмитрий!
Сайт Крымской фирмы, домен в зоне .com, возраст около года, идёт траф с яндекса, с гугла почти 0, позиций нет. Регион в панели веб мастере гугл - Россия. Я бы поверил, что в Крыму все резко перестали пользоваться гуглом, если бы позиции были, а трафа ноль. Вопрос: в чем может быть проблема, может указать другой регион?

Надо смотреть. Без примера ничего сказать не могу. Гугл в рунете может вести себя крайне странно. Напишите мне на почту с указанием домена.

Добрый день, Дмитрий.
Хотелось бы узнать, как у вас построена модель работы с клиентами: какую форму организации вы используете, чтобы не было накладно с налогами, какие отчеты о работе присылаете заказчику. Так же очень интересно узнать, как у вас устроены взаимоотношения внутри компании, какая иерархия, кто в команде, кто за что отвечает. Какие отчеты мониторинга используете для отслеживания эффективности работы сотрудников. Как работают оптимизаторы/интернет-маркетологи? По каким работам есть чек-листы? Можете ли пример скинуть на всеобщее обозрение? Спасибо.

Я использую для работы два ООО и одно ИП. У меня не самая лучшая схема для оформления отношений с клиентами, но так сложилось исторически. Скажем так, если я наконец смогу найти время и вакансию для финансового директора, то смогу экономить до 3% от оборота. Пока в юридическом плане, скажем так, бардака нет, но можно было бы немало сэкономить на разных неоптимизированных проводках.

Иерархия сейчас отлажена отлично. Если три независимых отдела: аккаунты, сейлзы, оптимизаторы. У каждого отдела свой начальник. Сотрудники работают с начальником, начальники - со мной. Межотдельные взаимодействия вне выстроенных схем работы исключены. Доступ к моему телу есть, но не по рутинным вопросам, а по алертам и для жалоб. Во всех отделах есть должностные инструкции и чек-листы. Не все отрабатывается на 100%, но это нормально для большого коллектива. Скинуть что-либо не могу, так как сам не знаю, где эти инструкции - это компетенция начальника каждого отдела. Но там ничего необычного нет. То, что все работает в целом хорошо - я сужу по результатам и низкой моей загруженности по общению с текущими клиентами. Хотя отдельные косяки были, есть и будут. Важно, чтобы их количество не меняло качество работы всей компании.

Какая ниша, услуга, продукт в интернет маркетинге наиболее маржинальна, где больше наценка, заработок?

Консалтинг. Это самая дорогая услуга, но маловостребованная пока. Кроме того, нужен большой уровень компетенций для ее продажи. На сегодня мой личный консалтинг приносит мне доход, сопоставимый с моим доходом от всей компании 2-3 года назад. Другой вопрос, что постоянства тут нет, но спрос в последние месяцы только растет.

Как мотивировать пользователей писать контент, какие схемы есть?
Приведи ряд хороших прмеров проектов.

Смотря о чем мы говорим. Если о UGC, то оптимально поднимать актуальные темы в сообществе. Всегда есть ряд хейтеров, которые будут писать всякую хрень, которая будет вызывать желание писать хрень в ответ у всех остальных. Еще можно играть на тщеславии, которое самый сильный из грехов. Небольшой приз в горячем конкурсе с правильным посевом принесет вам десятки статей разного качества. А если серьезно, то надо рассматривать предметно в отношении вашего проекта. Может, там просто нет аудитории или потенциала к написанию.

Многорегиональный сайт. Лучше каждый регион поддоменом или в папку на сайте?

Субдомен проще привязывается. Папки можно тоже привязать через справочник, но при наличии офисов и телефонов. Но и то, и то - в перспективе геморр.

Топ менеджмент. Как контролировать наемного ген директора, какие показатели определить и смотреть, как платить, какие возможные кидки и серые схемы подворовывания могут быть со стороныдиректоров?

Нашли у кого спросить. У меня нет наемных директоров, если не считать партнера в Харькове, которому я безусловно доверяю. Есть метод контрольных сумм, перекрестных проверок, тестирования на "тайного покупателя". Все это не раз описано в тематической литературе и просто внедряется. Например, трекинг времени исполнителей накладывается на проводные по документации проекты. Как только трекинг выходит за рамки - исполнитель занимается неучтенной работой. Это может быть личная халтура, а может вменение работы над проектом, который не провели. Также могут быть лишние сотрудники, левое премирование (без выплат на руки исполнителям) и многое другое. Системы планирования, безналичные схемы работы исключают большинство злоупотреблений. Чем сильнее зарегулирована деятельность компании, тем сложнее в ней что-то украсть. И это миф, что зарегулированность мешает развитию креативности у сотрудников. Наоборот, существование в рамках инструкций и планирования открывает массу свободного времени для реализации своих идей и инноваций. И, конечно, вы должны контролировать финансовые потоки в компании. Это почти 100% гарантия, что наемный директор не сможет злоупотреблять своим положением.

Дима, есть идея сделать сайт с фото,картинками. Есть люди готовые за идею публиковать пока доход не пойдет(идейные, это мощный ресурс). Вопрос с авторским правом, а именно как правильно работать с чужими фотками?

Собрать их оферты на публикацию. Собственно все. Пока они публикуют за спасибо и не имеют претензий - хорошо. Но если вдруг претензии появятся, у вас будут на руках оферты, подтверждающие передачу прав на размещение их труда.

У меня есть сайт с посещаемостью 3000 в день. На сайте 500 статей, но как показывает статистика половина из них практически не посещается. Многие из этих статей были написаны копирайтерами (гостевые посты раньше размещал миралинс, вебартекс и т.д. сейчас все ссылки закрыты или удалены)
Вопрос: могут ли эти статьи мешать продвижению сайта, стоит ли их удалить (или переместить на саттелит) или это никак не влияет на продвижение сайта?

Если там нет поискового и поведенческого траффика, то это может мешать росту сайта в поиске - вы ухудшаете доменные характеристики таким контентом. Можно удалить контент, можно попробовать поднять его в поиске или дать траффика перелинковкой.

Работал продажником, попал под сокращение. Причина - выгорание, от продаж уже тошнит. Мне 35 лет, детей надо кормить, а на рынке вакансий осень, скоро новогодние праздники. 
Что посоветуешь, в продажи больше не хочу, блевать тянет от них.
Осваивать новую специальность долго (есть понимание, что быстро только кошки родятся, но не могу решить чем дальше заниматься). Есть комплекс, что уже 35 и начинать новую жизнь поздновато, не получится и тд. В общем какой-то депресняк. Деньги заканчиваются, ипотека...
Хоть в охранники иди...
Что посоветуешь, какие оптимальные шаги?

По-моему, у вас просто депрессия от выгорания. Я несколько раз брал на работу выгоревших продажников. Реально очень крутых в прошлом. В обоих случаях облом. Первая потом родила ребенка, а позже устроилась обычным продавцом в магазин одежды. Вторая занята воспитанием внуков. Попробуйте перекантоваться на профессии, где надо работать руками. У меня сейчас забор делает бывший студийный фотограф, как оказалось. Работа руками и на воздухе или понравится, или поймаете в процессе инсайт и начнете что-то новое. Из продажников иногда получаются очень неплохие бизнесмены, кстати. Но сейчас бы я в бизнес не стал бросаться - выгоревшим вы его угробите не начав.

На какие суммы, порядки мне ориентироваться, если я хочу, чтобы ваша студия продвигала мой сайт? Речь идет о SEO, без контекстной рекламы. Есть же наверняка минимальный порог, ниже которого работать вы не будете. И суммы, которые чаще всего встречаются.

По регионам мы работаем от 15тыс., по крупным городам - от 20, по Москве - от 30. Но все надо смотреть индивидуально. Пришлите свою заявку на remarka.info - мы сделаем бесплатный аудит и пришлем предложение по цене. Работать можно за любые деньги, вопрос - в числе уделенных часов. 10 часов на региональный проект в месяц - это минимум, который что-то вам даст в виде измеримого результата.

Я обычно не люблю хвастаться результатами студии, NDA и все такое. Но сегодня клиент попросил показать другие проекты. Я бегло выбрал два интернет-магазина, где внедрение реально было доведено до конца и продолжаются другие работы. Графики понедельные. Линия вниз в конце графика, так как сегодня среда.

Этот под последствиями пингвина, сейчас пробуем один интересный эксперимент для гугла с ним. Но по Яндексу все видно: сайт пришел с нисходящим трендом, сейчас основной вопрос клиента "когда рост остановится", так как он не понимает, стоит ему расширяться или нет. Бюджет 35тыс.


Это сайт взяли с нуля. Без комментариев. Траффик невелик, но и ниша там с пятачок, так как товары довольно дорогие. Бюджет 20тыс.


Есть фирма, которая занимается пластиковыми окнами, дверьми, жалюзи и т.д. Есть пул запросов, связанные с пластиковыми окнами и часть из них Яндекс считает релевантными главной, а часть из них внутренней. Как быть в этом случае? Перебивать на внутреннею (ведь именно на ней находится весь функционал, по калькулятору, конструктору и заказу окон)? Или продвигать главную?

Ядро кластеризуйте по выдаче. Дальше проверьте посадочные на переспам. Скорей всего, у вас переспам по посадочным. Это основная причина некорректной релевантности в поиске.

Здравствуй, Дмитрий. Как попасть в твою команду? Берешь людей только по рекомендации или "по объявлению" тоже? Или есть какие-то другие принципы формирования команды?

Сейчас принцип найма территориальный. К сожалению, опыт показал, что аутсорсно можно расти только до определенного момента. Дальше нужна корпоративная культура, наставничество, наличие и следование инструкциям, быстрый доступ к телу, дисциплина. Поэтому у нас сейчас три офиса: Калининград (аккаунты), Харьков (оптимизаторы и прочее производство), Курск (продажи). Если вы проживаете в одном из этих трех городов, то шансы попасть в команду есть. Сейчас набираем двух джуниоров по оптимизации в Харькове. Вероятно, скоро начнем искать аккаунта в Калининград. Я беру любых людей, если они подходят по характеру и компетенциям, каких-то ограничений у меня нет кроме состоявшихся профессионалов.

Доброго времени суток, Дима. С чего бы ты начал свой бизнес при наличии навыка изготовления сайтов и получения трафика, с учетом того, что бюджет серьезно ограничен? Смотрел бы в сторону онлайн или офлайн базнеса?

Если я не голодаю и есть запас на контент, то начал бы делать проекты для заработка на рекламе, партнерках и лидах. Офлайн-бизнес требует значительных вложений и определенных навыков. Я вот только в последние годы готов в него пойти и то с опаской: прокат разбил мне множество иллюзий.

Что в последнее время, по-твоему творится с Яндексом? Хотят провести серьезные изменения в своей поисковой технологии или банально "идут на дно" под влиянием кризиса?

Яндекс ведет себя очень логично, если вспомнить, что им теперь руководят менедеры, а не идейные. Максимизация прибыли на текущий период, во-первых. Развитие направление, которые могут в перспективе принести денег, во-вторых. Органика заменяется в первом экране рекламой и колдунщиками сервисов самого яндекса - это уменьшает вес работы по поисковому продвижению. Смешно, но у меня есть сайт, который с топ1 при дикой частотности в нише имел не более 3-10 кликов, потому что этот топ1 был на втором экране. Говорят, что топ1 по "продвижение сайтов" по Москве дает 30-35 переходов в сутки. Сумбуризация выдачи под предлогом проверки ПФ на выдаче убивает работу по НЧ-продвижению в поиске. Атака минусинском убивает целую отрасль в 10-20млрд.рублей в год. Яндекс очень логичен. Другой вопрос, что вместо роста ниш и рынка в целом, Яндекс сосредоточен на консолидации имеющегося - это выражается в отсутствии инноваций и в конечном счете приведет к постепенному отказу от использования, от которого не спасет даже дистрибуция в десятой винде. Это печально. Я бы предпочел Яндекс, которые не гробит кинопоиск и авто.ру ради собственной прибыли, а создает новые ниши, которые вырастут в нечто большее, заполненное исполнителями и заказчиками. А пока я сам сначала ищу все в гугле и только потом в яндексе.

Как открыть интернет-магазин? С чего начать?

С понимания, как будет работать ваша оффлайновая часть: откуда товар, как формируется пакет на отправку, как доставляется. Решает удобство и скорость. Затем уже можно думать о сайте и рекламе для него. 99% интернет-магазинов или убыточны, или малоприбыльны. Зачем вам бизнес, который за 100-150тыс.рублей в месяц сделает вас своим заложником?

На чем можно приподнять деньжат в преддверии нового года без особых первоначальных вложений?

Разовый заказ услуг или товаров. Поймать свежий тренд, оседлать его и рубануть на нем деньжат. Как в прошлом году кто-то на медведях плюшевых рубанул и хомяках. Чем выше тренд и чем меньше он наполнен решениями, тем выше в процентах прибыль.

Вышел трейлер "Как поднять миллион". Это он?

Да он давно вышел. Я все жду, когда найдут прокатчика и фильму дадут расписание в кинотеатрах. Для меня это отмашка на написание третьей завершающей части.

Согласен, что Яндекс использует в алгоритмах ранжирования эксперименты с многоруким бандитом? позиции на твоих сайтах сильно пляшут в топах в Калининграде и в регионах?

Да не особо пляшут. Яндекс дал хорошее обоснование тряске позиций - тесты ПФ на выдаче. Гугл такое тоже практикует. Но гугл делает это выборочно подоменно, а яндекс перетряхивает всю выдачу. Гугл реально проверяет пф конкретного домена, а яндексе, такое ощущение, что наращивает прибыль от контекста, так как пользователь выберет контекст при сумбурной выдаче чаще органики.

1. Каким бизнесом ты бы занялся имея в наличие 2-3 тысячи долларов?
2. Какие темы для информационных сайтов ты считаешь перспективными на сегодняшний день?
3. Выгодны ли сегодня сайты статтейники при посещении 3-5к уников и условии, что нужно платить копирайтеру около 15к за 30-40 более-менее качественных статтей в месяц. Заработок на сайте должен быть от баннеров и рекламы гугл / яндекс.

1. Съездил бы в отпуск. А если несерьезно, то поискал бы нишу, где не требуются капитальные вложения. Таких денег хватит на сайт, немного рекламы и зарплату 1-2 сотрудников на квартал. Я хз, что тут сделать можно. Инфобизнес?

2. Пузат говорил, что нишевые коммерческие тематики сейчас рулят. Например, какие-то антипролежневые матрасы. В общем, надо искать ниши, где много реклов, но мало источников контента, даже смежного.

3. Не очень прибыльны, но выгодны, да. Просто маржа в этой нише сильно упала. Поэтому статейщики теперь чаще хвастаются оборотом, а не прибылью.

Сколько на контексте приносит сайт 1000 уников про недвижку - объявления о продаже/покупке квартир?

Средний цтр в этой нише может достигать без усиления 2-3%. 20-30 кликов в рунете в области недвижки - это 5-10 долларов, максимум. Так что до 300 баксов в месяц, если кликать будут хорошо.

Хочу перебраться в другую страну или США или Японию. я джуниор и сейчас в поиске ниши и ориентиров куда двигаться, что бы максимально плавно влиться в рынок в чужой стране (не бедствовать и соответствовать рынку труда в профессиональном плане). Что подскажите, на чем сконцентрировать свое внимание и силы? Очень любопытна специфика рынка Японии

Есть же всякие сообщества программистов, где ребята находят себе работу на западе в качестве фрилансера. Начните с общения там. Просто это не моя тема. Про Японию я вообще ничего не знаю.

Как после крушения Airbus321 начал относится к перелетам? Я вот теперь ссу, хотя знаю, что самолеты безопаснее, чем автомобили. 

Не летайте, что еще сказать. Я просто выбираю нормальные авиакомпании, где борты новые.

Какую страну ты бы выбрал, чтобы прожить весь остаток жизни?

Россию. Мне здесь комфортно.

Добро времени, Дмитрий!
Есть ли смысл создавать сетки сателлитов для продвижения ссылочным на бесплатных платформах типа blogger.com?

В текущий момент практически нет.

Добрый день
ситуация, с которой я столкнулась первый раз за много лет работы.
Точно где-то читала, может даже у вас, детальную статью о чем может свидетельствовать перекос яндекс/гугл, причем чуть ли не по пунктам, но найти второй раз не получилось, несмотря на скил поиска информации.
Какова может быть причина в критичной разнице результатов в гугле и яндексе?
Начиная от количества страниц с индексе и заканчивая позициям в выдаче.
Критичное это яндекс топ5, гугл вне 300 позиции.
ссылочное на 80% естественное, докупаемся без фанатизма, руками и оч аккуратно.
техническое состояние сайта очень плохое, огромное количество мусора в виде динамических урлов, 301 редиректов и пр
Сделать что-то проблематично, сайт переделывают уже год.
да я знаю, что гугл трепетней относится к состоянию сайта.
Плюс, полтора года назад, сайт в гугле невольно собирал трафик по очень скользким запросам, которые могут быть расценены как педофилия, но это обусловлено тематикой, затрагивающей физиологию, развитие младенцев и детей. Сейчас эти формулировки поправили, убрали этого уже нет.
Спасибо за ответ заранее

Без домена и без предметного рассмотрения я могу своими советами только навредить вам. Возможно, у вас фильтр. Возможно, инфа так себе. Возможно, избыток ненужных страниц. Надо смотреть. Напишите мне на почту, посмотрим вместе.

Дима, раскрой тему управления и контроля несколькими компаниями. Интересен вопрос, как изначально запускать несколько компаний? Как не думать о "что там технари и менеджеры делают", а думать как контролер-инвестор? Получается нужно управляющую компанию, как орган управления за рядом компаний. Может есть что порекомендовать по теме этой?

Как только я дозрел до того, чтобы не вмешиваться в оперативную работу, сразу все встало на свои места. Осмысленно никто вредить компании, в которой работает, не будет. Большинство и вовсе хочет показать себя с лучше стороны. Надо просто зарегулировать все взаимодействия и расслабиться, отдав поводья сотрудникам. Лучше научитесь искать правильных людей, особенно на уровень управления компанией. Именно тогда вам будет проще управлять и несколькими компаниями. По построению холдинга не подскажу - сам еще недостаточно компетентен в этой области. У меня пока конфигурация "звезда" выражаясь сетевыми терминами - каждая фирма работает сама по себе, только финпотоки могут пересекаться.

Как думаешь перспективно заниматься dowloand трафиком?
Стоит ли лезть в дорвеи или эта уже мертвая тема?

Про даунлоад ничего не скажу - давно не интересовался темой. На перспективу - вряд ли выгодно. Дорвеи ок. Живее всех живых. Если есть время расти и развиваться в них - дерзайте.

Хочу сделать несколько тематических сайтов справочников по своему региону. Например список авторазборок, как можно будет монетизировать такой сайт?

Теме уже сто лет. Сначала промониторьте нишу на предмет захвата топов другими справочниками. Монетизируют такие сайты контекстом сейчас. Продажа реклама почти умерла в этом сегменте для мелких сайтов.

Дима, привет. 
Есть компания которая работает в сфере ивентов. Сейчас делаем сайт.
Компания работает в России и Беларуси. Хотим сделать сайт в зонах by и ru.
Движок будет WordPress. Разделение на русскую и белорусскую версии хочу сделать через плагин мультиязычности WPML.
Проблема в том, что обе версии сайта будут на русском языке. Тексты с описанием услуг тоже будут пересекаться. Разница будет в контактах, специальных предложениях и каталоге артистов. 
Как в этом случае правильно продвигаться в разные регионы? Ведь контент будет во многом одинаковый, но на разных доменах. 
Сразу скажу, что всё сделать на 1 домене не вариант. Потому что страны разные и людям хочется видеть национальный домен.
Спасибо.

В теории, разные национальные домены должны попасть в разные национальные кластеры и не пересекаться. Но я хз, как оно будет у вас именно. Делайте как задумали. Если сайты начнут мешать друг другу по ГНЗ - надо будет думать, как их разводить. В идеале, конечно, помолиться, перекреститься и сделать два разных бренда с разными контактами на разных доменах и хостингах. А в вашем случае можно только зажмуриться и попробовать - вдруг все будет ок.

Дмитрий, здравствуйте!
1. Помогает ли заключение гражданско-правового договора вместо традиционного оформления по трудовой сэкономить на оплате налогов? Есть ли в этом какие-то подводные камни?
2. В какой момент нужен офис?
3. Как выбираешь продавцов?

1. Не помогает. Больше геморра конечному исполнителю. Обычно для таких любителей сэкономить реализуют подрядную схему с ИП, когда каждого сотрудника делают в ИП и ведут его по бухгалтерии.

2. Когда есть входящий оффлайновый клиентский поток или работа над проектом требует постоянного взаимодействия сотрудников.

3. Общаюсь, даю попробовать. Ниша продавцов выхолощена в России сытыми годами, так что теперь чисто ловля на удачу.

вторник, 3 ноября 2015 г.

Ваши вопросы, мои ответы - Ноябрь 2015

Все как всегда. Ваши любые вопросы в комментариях. Мои ответы в следующем посте.

Последнее роадшоу в октябре.

понедельник, 2 ноября 2015 г.

Новый набор на курсы поискового продвижения, начало 5 ноября

Для тех, кто пропустил эту информацию в других источниках, сообщаю, что с 5 ноября открывается новый поток на курсы по поисковому продвижению, которые я веду единолично уже несколько лет.

Курс рассчитан на тех, кто делает первые шаги в SEO и не хочет в дальнейшем платить аутсорсным компаниям, а также стажерам сео-студий и новичкам-фрилансерам. В рамках курса вы пошагово проходите все этапы оптимизации вашего сайта - на живом примере. Без наличия сайта курсанты к заданиям не допускаются.

Более-менее опытным оптимизаторам я данный курс предлагать не рискну, хотя были и такие, пришедшие ради систематизации своих знаний.

Программа курса включает семь занятий:
- разбор стратегий поискового продвижения,
- аудит сайта,
- сбор и кластеризация семантики,
- оптимизация посадочных страниц,
- оптимизация по коммерческим факторам,
- работа с внешними ссылками,
- работа с соцсигналами и разбор работы по накрутке поведенческих.

Занятия проводятся один раз в неделю в 19-00мск. Каждое занятие - это лекция продолжительностью от 40 минут до двух часов и ответы на вопросы еще от 30 минут до часа. Неделя вам отводится на домашнее задание.

Кто не смог по каким-то причинам сразу пройти курс, может неограниченное число раз перезаписаться на новые потоки.

Курсы стоят относительно немало, но отбиваются с первого месяца продвижения без аутсорса. Отзывов полно в сети и есть на самом сайте.

Пять мест на потоке еще свободны. Для них специальный промокод на скидку в 2500 рублей SHTBLG. Регистрация по ссылке: http://seohowto.ru/course/

суббота, 31 октября 2015 г.

5 методов работы с контентом, которые сделают вас знаменитым


От сердца оторвал. Пользуйтесь на здоровье.

1. Я изобрел велосипед!

Придумайте новый термин и заявите сообществу, что это именно то что перевернет всю их жизнь и деятельность. При этом не так и важно, чтобы это была новая методика. Большинство даже специалистов не старается глубоко вникать во все нюансы своей профессии. Поэтому достаточно выдернуть какой-то кусочек темы, красиво его упаковать и можно торговать данным фантиком направо и налево.

Успех практически всегда гарантирован по одной простой причине. При комплексной работе серьезная проработка всех ветвей стратегии почти невозможна. Поэтому более глубокая работа по какой-то одной ветви в схеме почти всегда приносит более заметный количественно результат. Можно писать стерильные тексты массово, чтобы заполнить категории интернет-магазина, а можно прорабатывать каждый текст отдельно, получить значимый результат и назвать это контент-маркетингом.

Еще пример. Вы, наверно, в курсе, что "партизанский маркетинг" - это не отдельный вид маркетинга, а всего лишь методика работы с некоторыми инструментами, способствующая исполнению базовых целей маркетинговой стратегии. Но адептов именно партизанского маркетинга стало так много со временем, что даже пришлось перезапустить его под названием "крауд-маркетинг", чтобы хоть как-то отстроить работу с интернет-инструментами отдельно. И плевать, что это лишь часть работы с проектом в рамках обычной маркетинговой стратегии.

2. Пошаговая инструкция.

Напишите большую инструкцию. Не важно о чем. Главное, чтобы она была очень большой и с картинками. Половина не дочитает ее до конца, вторая половина забудет о том, что прочитала, почти сразу. Половина от второй половины добавит статью в закладки и там ее похоронит навсегда. И только единицы воспользуются, но при этом не всем а только частью, причем в ультимативном варианте, когда ваши предположения возводятся в максиму.

Но зато такой труд не может не вызвать уважения. Репосты, лайки, шары, твиты прольются на ваше творение золотым дождем. Более того, если грамотно подобрать заголовок, то траффик на инструкцию будет идти еще долгие месяцы и даже годы.

Людям не нравится учиться. Им нравится думать, что они получают знания. Чем чаще они так думают, тем выше их градус персонального счастья. На этой простой психологической обманке построено немало вполне ощутимых в финансах состояний.

3. Эксперты высказались.

Соберите мнения по какому-то информационному поводу от десяти экспертов рынка и опубликуйте их. Данные мнения ничего не изменят в инфопространстве, но умных людей всегда приятно послушать. Кроме того, наиболее приятным для вас будет репост этими умными людьми данного материала на свою аудиторию. И чем значимее будут эксперты в вашем флеш-интервью, тем больше жирных репостов вы от них получите. Эксперты тоже люди, и им нравится быть в хорошей компании.

Полезной информации в таких статьях ровно ноль. Хотя бы потому, что в двух абзацах тяжело раскрыть свою мысль, если тема действительно важная обсуждается. А бинарный ответ в стиле "перестаньте покупать арендные ссылки и начните покупать статичные" может быть еще и вреден, так как проецирует ультимативную идею на сообщество.

Однако, 40 рецептов от 40 умных людей - это красиво звучит и всегда будет привлекать внимание.

4. Все говно.

Критика лидеров мнений - крайне благодатная почва для работы с публикой. Сомнения в экспертности признанного специалиста всегда присутствуют в сознании, любому человеку свойственно сомневаться. Поэтому развить данные сомнения и довести их до абсурда - отличный способ снискать популярность.

Впрочем, многие ошибаются в работе с критикой. Хорошая критика требует не только железной аргументации, но и предложения чего-то взамен. Нельзя просто снести памятник, надо сразу же поставить новый. Кто это понял, растет быстро, легко и ярко. Остальные довольствуются ролью ассенизатора ниши.

5. Король умер! Да здравствует король!

Привлечь внимание общественности очень легко, если заявить, что какая-то идея умерла. Основоположником этой методики стал еще Иисус, когда вышел к народу и сказал, что многобожию скоро каюк. Правда, закончилось это для него не очень. Современных глашатаев смерти за такие заявления просто троллят немного.

Смерть любой нематериальной сущности всегда будет вызывать радость. Хотя бы потому, что вслед за смертью следует рождение чего-то нового. Вспомним масленницу, которая знаменует смерть зимы и приход весны - и плевать, что зима через девять месяцев вернется.

Однако, идеи не умирают. В отличие от органики, идеи перерождаются и эволюционируют. Вспомним вроде умершие дорвеи. И посмотрим на то, как продвигаются сейчас интернет-магазины - через тэгирование, фактически создавая страницы по дорвейным технологиям.

Есть и много других примеров, когда что-то объявляли умершим, все бурно этому радовались. Но спустя годы идея возвращалась, хотя и в немного другом виде. Идей, к сожалению, конечное количество ("7 нот", "7 сюжетов", "SEO работает пока существует поиск") и живут они циклично в сознании общества. Умение правильно встроиться в циклы, распознать изменение идеи, становящееся трендом, озолотит вас. Надо просто вовремя написать и распространить правильную статью.

понедельник, 26 октября 2015 г.

Микрозаймы в бурже (payday loan) - как заработать в этой нише, интервью с владельцами партнерки

На вопросы отвечают овнеры партнерской программы ZeroParallel.



Привет! Микрозаймы в бурже - насколько они похожи на микрозаймы в России? Насколько они законны? Ведь основные партнерки, которые предлагают работу вебмастерам в бурже, находятся как правило за гранью закона (эссеальные, казино, фарма).

Микрозаймы в России и в Америке - это совершенно разные микрозаймы. В России требуются недели на обработку лида. Американские же микрозаймы  - обрабатывается моментально и уже течении пары минут, если принято положительное решение, человеку выдается займ.

На счет законности, с каждым вебмастером  мы работаем индивидуально. Каждый вебмастер должен заполнить questionare, на сайтах вебмастера должны присутствовать  все необходимые  американскому законодательству документы, без всех этих мелочей мы не принимаем трафик. Отсюда и трудная регистрация для наших вебмастеров.


Средняя стоимость за привлеченный лид? Максимум - 220 долларов, как я понял, а средний? На что может рассчитывать вебмастер?

Средняя стоимость лида, конечно зависит от вида трафика. SEO трафик очень хорошо конвертиться, чем выше в топе сайт вебмастера тем выше конверт, но к сожалению чистого сео трафика все меньше и меньше, потому что гугл постоянно борется с данной нишей.  Весь трафик сконцентрирован у  «знатаков» сео индустрии, у которых свои белые сайты. У топовых вебмастеров EPL $6-$10. В среднем сео трафик конвертится с EPL от $2 до $5. В разные дни по разному.

Очень хорошо конвертится PPC, но там цена клика высокая.

На что может рассчитывать вебмастер? Если хороший трафик мы можем смело гарантировать EPL от $5 в среднем за месяц.  Также мы смело гарантируем EPL выше, чем у других партнерок на рынке. Любой вебмастер может это проверить, не потеряв ни цента, просто зарегистрируйтесь у нас и лейте трафик, в конце месяца, если ваш EPL  был ниже чем у другой партнерки на рынке, и вы можете предоставить скрин вашего EPLа, мы возместим разницу вдвойне. Попробуйте, не пожалеете.


Какой нужен опыт, чтобы зарабатывать в партнерке, а не тратить время? Знание языка? Арбитраж? Дорвеи в бурже?

Без опыта будет трудно. Необходимо будет потратить время на форумы, почитать соответствующие топики, чтобы лучше проникнуться тематикой. Дальше необходимо будет собрать запросы, проанализировать выдачу, конкурентов, понять как они продвигаются. Это если мы говорим за seo трафик. Только потом приступать к созданию сайта, к наполнению и потом только к продвижению.

Продвижение под американский payday отличается от многих других тематик. Гугл даже отдельно сделал фильтр под нашу нишу. Поэтому без опыта будет трудновато. Но если вы сеошник у которого за плечами горы сайтов, вам не составит труда проанализировать выдачу и выбрать стратегию для успешного продвижения.

Знание языка - конечно лучше знать хотя бы на уровне понимания. Тот же контент проверить как без знания? Но, даже если у вас нет знаний английского, но вы полны решительности попробовать с нами работать, у нас есть специалисты, которые помогут вам с проблемой незнания языка, проверят контент, дадут советы. У нас как русскоговорящие, так и англоговорящие менеджеры по работе с вебмастерами, так что без проблем мы решим вашу любую проблему.

Арбитраж, Google Adwords на данный момент дорого. Многие вебмастера уже переключились на Bing. Там цена клика гораздо ниже, конверт не хуже, но к сожалению объем трафика в разы меньше. Пока что на данный момент, можно полить трафик и быть в профите.
Дорвеи в бурже - это очень пикантная тема. Есть вебмастера, которые очень хорошо зарабатывают. Но сколько времени и сил стоит сделать эти дорвеи... это знают только они.

Есть ли интересные кейсы роста с нуля вебмастера в этой нише?

Конечно есть, у нас как раз происходит интервьюирование такого вебмастера. Скоро будет его интервью, обязательно дам этот материал.


Что лучше? Крауд, создание своей сетки (сателлиты, дорвеи), что-то третье?

Конечно лучше всего это собственные белые сайты. Идет постоянный стабильный трафик, который стабильно монетизируется. У вас не болит голова, что вашу сетку забанили или доры спалили.

Сезонность сильно сказывается на заработке? С голода вебмастер в несезон не умрет?

Сезон у нас круглый год, помимо 1,5 месяцев. Это февраль и март.
В этот период доход вебмастеров снижается на 30-40%. Потом плавно возвращается.


Зачем такая сложная регистрация в партнерке?

Как уже говорил, сложность в регистрации связанна с ужесточением со стороны законодательства Америки. Мы не имеем права работать с лидами, пока не узнаем его источники и другие детали.

Среди самих американцев много вебмастеров в нише микрозаймов или большинство умельцев с постсоветского пространства? 

Большинство вебмастеров, который льют трафик – это американцы. Русских также много, но меньше из них сливают.  Также есть умельцы и из Индии, кстати уже несколько раз именно вебмастера из Индии выиграли в ежемесячном розыгрыше $3000. Подробнее можете прочитать тут:  https://www.zeroparallel.com/blog/congratulations-to-the-winners-of-bonus-drawing.html

Что касается изучение форумов, можете привести ссылки на ресурсы где стоит посидеть перед тем, как начать работу вебмастеру?

Форумы:
http://www.gofuckbiz.com/
http://searchengines.guru/
http://webmasters.ru/
… для начала этих достаточно будет.

На какие рынки планируете выйти еще помимо США?

В ближайшем будущем мы выйдем на UK  рынок. Конкуренция там поменьше чем в штатах, поэтому вебмастерам у которых есть UK  трафик, будет куда его сливать. Ну а сеошника будет легче продвинуться и получить трафик.

Есть ли что-то еще, чем вы можете поделиться с  нашими читателями?

Мы сейчас открываем еще 2 направления.
1 – Телефония. Почему мы пошли на этот шаг, да все очень просто, с каждым днем все больше и больше людей переходят на мобильные устройства и трафик соответсвенно с мобльных устройств увеличивается с каждым днем. И чтобы не тратить много времени, заполняя форму с телефона, просто звоним, и заполняем ее в телефонном режиме. На стоимость лида это никак не влияет.
2 – Business Loans. Бизнес лоны – это совершенно новое направление. Могу сказать одно, цена лида здесь будет куда выше чем $220.


Еще раз ссылка для вступления в партнерскую программу: www.zeroparallel.com

Вопросы владельцам программы от себя можно оставить ниже в комментариях. Представитель программы будет наблюдать за постом и по возможности отвечать на ваши вопросы.

воскресенье, 11 октября 2015 г.

Конференция BalticDigitalDays'2015: как это было

Раньше я писал обзоры с пылу, с жару. А в этот раз решил немного подождать: мне хотелось проверить, не ошибся ли я в своих первых ощущениях от проведенного мероприятия. Сейчас пыль немного улеглась, а вот эмоции до сих пор не остыли. И это прекрасно. А тут еще и видео докладов подоспело. Ссылка на записи ниже, а пока вам небольшой тизер.


В этом году я решил изменить формат и сделать все наоборот. Не афтепати, а препати. Одной из самых серьезных проблем любой из конференций, где я бывал, является слабое общение между участниками. У спикеров проблемы нет: они ездят почти единым пулом по всем ивентам, друг друга знают. А мне хотелось объединить всех и прежде всего участников.


Второй проблемой всегда было бегство. Бегство участников и спикеров на море. Приехать в Калининград и не попасть на море? Нонсенс! В итоге слабая наполненность зала, особенно во второй день. Если гора не идет к магомету, то я изменил логистику и привез участников на море сразу. Причем, не в обычный курортный город, а намеренно выбрал место, где отдыхают почти исключительно только местные.


Для препати было арендовано кафе на 120 мест, но в итоге на препати со всеми резервными местами набилось почти 150 человек (вместе с организаторами). Только персонала в кафе было задействовано для обслуживания всей толпы почти тридцать человек.


Основной линией препати должно было стать представление спикеров в режиме флеш-интервью, но куда более сильный эффект произвели наши девушки-промоутеры, которых мы изначально настраивали на то, чтобы участники как можно больше общались друг с другом. И все получилось. Я бы даже сказал, что более чем. Я, наверно, был чуть ли не единственный человек, который практически ни с кем не смог поговорить дольше одной минуты. Все остальные позже мне писали, что никогда их френд-лист в соцсетях не рос с такой скоростью, как во время нашей конференции. Мы действительно смогли подарить не просто эмоции и какие-то знания в процессе докладов. Мы сумели познакомить и дать новые деловые связи множеству людей. А это для меня куда более ценный итог, чем все остальное.


Был и второй итог, который тоже порадовал. Одна из участниц уже на второй день во время докладов подошла и поблагодарила за первый день, благодаря которому она знала кого и в какой секции будет слушать.



Третий итог от препати - запредельная эмоциональная замотивированность на второй день, которая даже превысила усталость от пребывания на море. И что тем более приятно, что ушедших в ночь людей, как это бывает на каждой первой конференции после первого дня практически не было. Как-то все обошлось без перепоя. Т.е. можно сделать конференцию и без перманентного пьянства.



Второй день стартовал с докладов в трех секциях в гостинице Рэдиссон, расположенной в самом центре города. Здесь я тоже изменил формат мероприятия с односекционного, где то одна часть аудитории засыпала, то вторая начинала втыкать в планшетики и телефоны, на более динамичный вариант, когда за интересными докладами надо было перемещаться из зала в зал, а спикеры включились в соревнование за участников.

Стоило кому-то дать слабину и аудитория покидала зал в пользу другого зала. И это было отлично. Это помимо того, что каждая секция была строго ориентирована под свою целевую аудиторию: бизнес, оптимизаторов или вебмастеров.


На мой взгляд, самая интересная была секция для вебмастеров. Жаль, что я не успел корректно ее спозиционировать и набрать достаточное число участников. Доклады и докладчики там были замечательные. Сам я просидел большую часть времени именно в этом зале. Для тех, кто ищет как заработать денег в интернете - пропуск данной секции значительное упущение, на мой взгляд. Тем, кто будет смотреть записи докладов, я бы посоветовал обратить внимание на доклады Юрия Титкова, Димы Бондаря, Александра Корнилова, Саши Кинга Кузнецова.

Чтобы посмотреть записи всех докладов, вам нужно перейти на сайт конференции и нажать кнопку, после чего заполнить два поля и начинать смотреть. Записи доступны абсолютно бесплатно.


После окончания конференции большая часть участников перебралась в кинозал лучшего кинотеатра в городе, чтобы увидеть закрытый некоммерческий показ фильма по моей книге. Я сильно опасался, что фильм окажется слабым и не о том. Но был не прав. Да, фильм, конечно, имеет очень слабое отношение к книге. Это свое, особое прочтение исповеди режиссером, но это сильная и интересная работа с потенциально очень сильным виральным эффектом. Этот фильм, как и книга, о нас с вами, о нашем взрослении и поиске себя в этом мире. Я видел настоящие слезы при просмотре. Для меня это лучшая похвала.

К сожалению, прокатная судьба фильма до сих пор остается неизвестной. У фильма пока нет прокатчика и когда он появится, неизвестно. Будем надеяться, что скоро.

Подводя итоги конференции, замечу, что как и год назад, она вышла в ноль. Может быть, с учетом налогов, даже в небольшой минус. Я рассчитывал хотя бы на третий год получить хотя бы небольшую прибыль, но вместо этого получил гораздо больше. Я получил сильные насыщенные эмоции почти двухсот человек, которые теперь послы BalticDigitalDays по всей России (местных в этом году было всего человек 30-40). И это ли не самая сильная награда! А кто не смог приехать в этом году - ждем вас в следующем!


* Это фото уже с третьего дня, когда мы организовали поездку для тех, кто хотел, на Куршскую Косу.

пятница, 9 октября 2015 г.

Как сделать хороший доклад и извлечь из него максимальную пользу

За последние два года я провел порядка двух десятков выступлений на различных семинарах и конференциях. Еще больше докладов я прослушал, провел три конференции сам. Чем больше я погружался в работу с докладами, тем больше понимал, что в нише поискового продвижения, да и интернет-маркетинга в целом, понимание спикерами законов риторики практически отсутствует. Большинство не знает, как правильно составить доклад. Еще меньше умеет говорить со сцены перед публикой. И совсем уж мало понимает, ради чего они это делают.

Давайте попробуем разобраться в этой каше из работы в публичном поле в качестве спикера на конференциях и семинарах и хоть как-то структурировать ее.

Цели.

На сегодня доклады на публичных мероприятиях - один из самых простых и доступных способов заявить о себе в публичном поле, увеличить свой индекс известности. Это основная и базовая цель. Клиентам легче и проще обращаться к тем представителям бизнеса, которые публичны, открыты для общения и имеют достаточную репутацию в виде откликов на их публичную деятельность.

Сбор лидов основной целью доклада быть не может. Теоретически есть возможность зацепить несколько слушателей таким образом, чтобы они пошли к тебе на обслуживание. Некоторые даже строят свой доклад именно таким образом, рассчитывая на привлечение клиентов. Но здравый смысл и легкие расчеты показывают, что в среднем на любом ивенте присутствует от 20 до 300 человек. Максимум на что вы можете рассчитывать - это 2-5 обращений с такой аудитории по итогам доклада. Это явно не стоит таких трудопотерь (пара дней на дорогу-выступление, как минимум, если не считать затрат на подготовку доклада). Уж лучше за это время прокачать свои навыки в области контекстной рекламы или написать хорошую статью, которую прочитают несколько тысяч человек сразу и несколько десятков тысяч потом.

Еще одна цель - это воспитание рынка. Повышение качества рынка, образованности его участников - это серьезное подспорье в последующей работе на этом рынке. Прекрасно, когда ты сам на пике этого движения и воспринимаешься, как один из учителей. Это отлично потом сказывается на лидогенерации.

Любые цели, связанные с работами по PR, могут преследоваться путем участия в публичных мероприятиях. Однако, надо понимать, что небольшой охват в рамках конкретного ивента часто ставит крест на этом. И на передний план выходит все же индекс известности, медийность конкретной персоны и/или компании. Участие в мероприятиях позволяет часто всплывать в СМИ, в обзорах, мнениях, соцсетях. Вы на виду, и это главный плюс от выступлений с докладами.

Своя фишка.

Постоянная работа в публичном поле позволяет достаточно легко узурпировать некую нишу, в которой ваша экспертность будет максимальной. Поэтому всем докладчикам я бы рекомендовал эксплуатировать преимущественно одну тему. Это позволит быстро расти по условной карьерной лестнице докладчиков. И облегчит восприятие вашего образа. Говоря маркетинговым языком, вам как спикеру желательно провести брендинг своего образа.

Если присмотреться, то у наиболее известных фигур на рынке амплуа устоялось и приносит им значимые дивиденды. А также фактически бронирует за ними место на любой конференции. Вот фигуры без устойчивого образа подвержены ротации и слабо заметны на общем фоне. Даже спустя годы у таких размытых образов проблемы с попаданием на конференции в качестве докладчиков.

Прежде чем начать публичные выступления, подумайте - в чем вы лучше других. И главное, будет ли эксплуатация этого образа приносить вам дивиденды. Или лучше подыскать другую шкуру для ивентов.

Узурпация ниши позволяет в дальнейшем активно собирать лиды в ней даже вне рамок конференций.

Типология.

Одна из распространенных ошибок спикеров - это мешать разные типы в одном докладе. Послевкусие от такого доклада одно: "а что он хотел этим сказать". Разберемся, какие бывают типы докладов.

Исследовательские доклады. Доклады, построенные вокруг изучения одной или нескольких проблем на экспериментальной или аналитической базе. Итогом доклада должны стать выводы, приводящие к решению поставленной проблемы. В идеале исследовательский доклад должен включать подтверждение сделанных выводов реальными кейсами.

Обзорные доклады. Доклады, основанные на игре цифрами, очерчивающими состояние отрасли, рынка, реже - какой-то определенной ниши. Выводы в таких докладах редки. Основная цель - информирование аудитории.

Кейсовые доклады. Рассмотрение в процессе доклада ряда отдельных случаев. Чаще всего в качестве кейсов рассматриваются удачные примеры деятельности спикера. Целью должно быть привлечение внимание к интересным случаям, но чаще всего такие доклады вырождаются в попытку показать состоятельность спикера в профессиональном поле. Выводы в таких докладах редки, так как кейсы в силу своей уникальности маломасштабируемы.

Евангелистские доклады. Направлены на обращение внимания участников рынка на существующие на нем проблемы или содержащие призыв к инновациям. Цель - повышение мотивации, закрепление образа спикера в качестве евангелиста. Выводов в таких докладах не бывает, так как тут сама структура доклада их не предполагает.

Обучающие доклады. Последовательное поэтапное навязывание аудитории своей схемы работы. Как правило, такие доклады редко содержат сомнения в корректности исповедуемой схемы. В силу этих причин такие доклады чаще всего используются в работе на курсах или семинарах/вебинарах одного спикера.

Рекламные доклады. Подвид обзорных докладов, направленных на привлечение лидов из участников. Редкий рекламный доклад не проваливается полностью. Слушать их скучно. Хотите настоящей качественной рекламы своего сервиса? Сделайте хороший доклад другого типа и оставьте в качестве контактов свой сервис.

Здесь надо пояснить, что кейсы могут входить в любой тип доклада, как его часть. Выделение кейсовых докладов как отдельного типа - это дань тому, что некоторые доклады просто содержат разбор одного кейса или перечисление нескольких - без каких-либо выводов (еще хуже, если докладчик все же делает какой-то вывод на основании своих кейсов). Кейсовые доклады - наиболее слабые доклады с методической точки зрения, никакой пользы кроме мотивационной от них нет. Но публикой кейсы всегда принимаются на ура, поэтому широкий ряд спикеров при отсутствии темы эксплуатируют работу с данным типом, чтобы получить ачивки от участников. Я бы рекомендовал спикерам, дорожащим репутацией, все же использовать кейсы как часть другого типа доклада. Следует помнить, что доклад должен передавать некую ценность слушателям, а не только повышать их эмоциональный фон (хотя, может, кто-то только ради роста мотивации и ходит на конференции и семинары).

Наиболее распространенной ошибкой является микс двух и более типов, сильно расходящихся в структуре построения. Нет ничего плохого, если постановка проблематики в исследовательском докладе содержит элементы обзорного доклада. Но когда евангелистский доклад внезапно переходит в навязывание рабочей схемы, или исследовательский доклад скатывается в рассуждения о рынке - это начинает вызывать вопросы к спикеру. И, конечно, такие доклады почти всегда проваливаются. Опытный спикер, конечно, сам решает, как ему лучше выстроить доклад, но начинающим я бы предложил строить свое выступление в рамках одного типа, а не экспериментировать с переключением внимания слушателей.

Структура доклада.

Отсутствие внятного начала и тем более ударного конца - основной бич большинства докладчиков. Спикер, который сразу начинает закидывать слушателей цифрами а потом делать выводы, основанные на начальных слайдах или, хуже того, неочевидной их последовательности, уходит без вопросов из зала. Потому что вопрос к нему только один: "а что это было?"

Начало. Постановка проблемы. В начале доклада должна быть озвучена проблема. Она может быть неочевидной в начале ее постановки. Но по мере раскрытия проблематики даже самый малообразованный участник должен понять, почему ему тяжело жить, когда такая несправедливость существует. На постановку проблемы обычно отводится 2-3 слайда, реже проблему предваряют несколько слайдов с обзором положения в целом.

Есть проблема такая-то. Она обоснована тем-то, мешает делать то-то, вызывает последствия такие-то. Вам хреново. Нам хреново. Что-то надо делать.

В кейсовых и евангелистских докладах нередко глобальная проблема отсутствует, есть цепочка более мелких проблем, каждая из которых превращается в микродоклад в рамках основного.

Решение проблемы. Следующую, основную часть доклада занимает решение проблемы. Это может быть исследование, расписанное по шагам. Это может быть рассказ, как правильно себя вести в той или иной ситуации. Это может быть алгоритм или схема. Все зависит от выбранного типа. И, надо сказать, с этой частью редко у кого возникают проблемы.

Если проблемы и возникают, то от нарушения логики в цепочке рассуждений: спикер переходит на следующий слайд и начинает говорить о вещах, которые вовсе не вытекали из предыдущего слайда. Чаще всего, это происходит потому, что в голове спикера все достаточно логично и очевидно, что он забыл сделать еще один слайд и пояснить логику перехода. Выйти из такой неприятной ситуации, чреватой потерей внимания и дезориентацией слушателей, можно протестировав свой доклад на меньшей аудитории или даже просто предоставив презентацию на аудит коллеге.

Проверка решения. Это место для кейсов, основанных на проверке предложенной методики. Не до, не между слайдов, дающих решение - а после.

Выводы. Каждый доклад кроме обзорного (да по-хорошему и он тоже) должен содержать ударное завершение. Запомнится именно вывод, а не цепочка рассуждений. Рассуждения можно потом восстановить, просматривая презентацию. Но если вы не сделаете никакого вывода, то доклад пройдет незамеченным.

Беда молодых спикеров в том, что они берут интересное решение возникающих перед ними проблем и пытаются выкинуть на публику именно схему решения. Им даже в голову не приходит, что красота решения не имеет смысла, если нет цели, к которой решение должно привести.

Оптимально начинать строить доклад с конца. С вывода. Это выглядит немного странно, но ровно до тех пор, пока не начинаешь разбираться в возможной пользе от сделанного доклада. Доклад без сочного яркого вывода, скорей всего, будет проходным, не привлечет внимания аудитории и не соберет вопросов кроме как от отдельных специалистов, сомневающихся в правильности схемы решения.

Спикер еще до написания презентации уже знает и проблему и результат решения. Так что никакой сложности нарисовать два слайда: первый и последний - нет. А дальше нужно соединить их своим решением проблемы. Кстати, часто именно тут выясняется, что вывод сделан необоснованно, и вся концепция доклада идет к коту под хвост, а методику решения приходится подвергать повторной проверке и нередко переработке.

Подача.

Уверенная яркая агрессивная подача всегда воспринимается лучше. Даже откровенно слабые доклады, поданные спикером с харизмой, воспринимаются намного лучше, чем продуманные сильные исследования, но проговоренные в пол.

Подачу можно только тренировать. Можно записаться на курсы по риторике, а можно просто тренироваться на меньшей аудитории, на сотрудниках, на близких. Хорошо помогает записать себя на видео и потом прослушать.

Сам доклад можно разметить точками, где нужно сделать акцент с повышением тона или вопросительной интонацией. Выявить места, где взять паузу.

Во время своего доклада при реакции зала (смех, оханье) не забывать давать ей стихнуть и только потом продолжать.

Не забывайте правильно занять место на сцене. Не уходите близко к экрану, не прячьтесь за стойкой. Не стойте на одном месте: замерший спикер позволяет глазам переключиться на что-то другое. Это не значит, что нужно бегать по сцене, но смещение своей позиции относительно экрана позволит удерживать внимание слушателя на себе, а не на коленках соседки по ряду.

Если опыта выступлений мало, выбирайте человека в зале и рассказывайте ему. Я по первости взглядом искал того, кто меня слушает и рассказывал ему. Потом стал искать того, кому непонятно или скучно - и читать свой доклад, ориентируясь на его реакцию. Сам слушатель лучше, если сидит в середине зала, так ваш взгляд будет читаться с любого места. А глаза, как известно, зеркало души. Со временем вы научитесь переключаться на разных слушателей в зале. Самый писк, это когда каждому кажется, что вы смотрите на него.

Выспитесь перед докладом. Сонный спикер - это печальное зрелище. Не пейте алкоголь в день перед докладом. Понятно, что конференция почти всегда сопровождается вечеринками, но спикер с похмелья еще более печальное зрелище, чем сонный.

Настраивайтесь на свое время выступления, чтобы выйти с максимальным уровнем адреналина в крови. Я, например, за час-два до выступления выпиваю двойной эспрессо, а потом сижу в зале и вполуха слушаю других спикеров. Так я напитываюсь энергетикой зала и выхожу на сцену уже на максимуме эмоций.

Многие начинающие спикеры бояться забыть что-то что хотели сказать. Есть маленький секрет: промежуточные слайды. Когда ты что-то хочешь обязательно сказать, это можно сделать на отдельном слайде. Если ты помнишь об этом во время выступления - можно быстро пролистнуть промежуточный слайд.

Вывод, как минимум, его основная мысль - должна быть на последнем слайде перед слайдом с контактами. Это позволит вам расслабиться и донести вывод на пике эмоций, даже если в процессе доклада вы забыли к чему вели или ваш доклад скомкался из-за тайминга.

Чтобы не провалиться по таймингу следуйте простым правилам: 1 слайд = 1 минута. Нумеруйте слайды. Просите кого-то в зале отбивать вам пятиминутки жестом. Это все, пока не наработается опыт выступлений.

Работа с залом.

Выступление с докладом - это маленький спектакль, где вы - единственный актер. Конечно, иногда в ваше выступление вмешивается ведущий мероприятия, но чаще всего, все зависит только от вас.

Секрет хорошего выступления прост: уверенность в каждом своем слове. Даже полную хрень надо произносить так, как будто это истина в последней инстанции. Звучать это может странно, но одно ваше подвисание с ответом на вопрос может полностью обрушить впечатление от выступления.

Ответ на вопрос из зала должен быть понятен слушателю, какого бы уровня он не был. Но важно даже не это. Отвечая на вопрос из зала от одного человека, вы должны дать такой ответ, который добавит что-то к докладу для всего зала. Если ответ будет слишком частным, то лучше дать только часть его и предложить обсудить подробности в кулуарах. Не отнимайте время у всех слушателей уходом в нюансы, основной массе недоступные.

Само выступление должно быть понятным большей части аудитории. Это ваш хлеб - уметь корректно определить уровень аудитории и преподнести информацию так, чтобы они поняли, о чем шла речь. Я часто ошибался в выборе уровня информации в своих докладах в верхнюю сторону. Доклады надо упрощать. Иногда упрощать очень сильно. Конечно, это очень хорошо, если вы сделаете доклад, за который вас похвалят коллеги, но для них вы можете сделать это и приватно, в рамках какого-то междусобойчика или публикации в тематической прессе. А ваше выступление должно дойти до каждого участника в зале.

Тестируйте свой доклад или его основные части на меньшей аудитории. Если вас не понимают, надо снижать планку. Главное, не опустить ее слишком низко.

Работа со СМИ.

Привлечение внимание к докладу - большая часть вашей работы, от которой зависит последующий эффект. Начинайте работать с целевой аудиторией еще заранее: не все попадут в зал, не все увидят ваше выступление онлайн. Но ваша аудитория должна быть в курсе, что вы будете где-то выступать. Кроме того, это прекрасная возможность частично увеличить аудиторию в зале. По моей внутренней статистике конференций до четверти участников приходят по рекомендации одного из спикеров.

Тизеры на свое выступление можно и нужно выкладывать во всех доступных вам источниках. Помощь организаторам - здесь явление побочное. Прежде всего вы работаете на себя, увеличивая охват по аудитории. Вы напоминаете лишний раз о себе, и этот инфоповод вполне достаточный для того, чтобы обратить на него внимание.

В самом выступлении не стоит забывать предлагать общение в кулуарах. Оно редко бывает активным (кроме отдельных спикеров) и еще реже продуктивным (лучше 1-2 продолжительные встречи, чем 20 участников, задающих по одному вопросу в толпе). Но отказываться от такого общения не нужно.

После выступления всегда имеет смысл подготовить релиз своего доклада и выслать его в тематические СМИ. Не стоит слать во все СМИ один релиз. Начните с самого топового, если им ваш релиз не подойдет, то шлите в следующее. На моей памяти только в исключительных случаях СМИ отказываются от публикации релиза.

Не забывайте запросить запись у организаторов. И когда она будет готова, отправьте на нее своих читателей в социальных сетях.

Обязательно выкладывайте свои презентации на slideshare.net. Удивительно, сколько траффика может принести этот сервис, если правильно его использовать. Не забывайте в описании выложенной презентации ставить адрес своего сайта, где есть контактные данные для связи с вами.

Подготовка презентации.

Надо сразу сказать, я не являюсь профессионалом в этой области. У меня весьма убогие в оформлении презентации. В каком-то смысле эту убогость я даже сделал своим стилем. Существуют прекрасные руководства по подготовке презентаций, к которым я бы и хотел вас отправить. Однако, наиболее общие моменты подчеркну.

Первый слайд с названием презентации будет на экране всего 1 секунду. Не стоит зацикливаться на нем. Это просто обложка для последующей выкладки на слайдшаре. И не более того. Название, имя докладчика, название компании.

Слайд "познакомимся". Я обычно его не делаю, но молодым докладчикам рекомендовал бы делать отдельный слайд со своими регалиями. Не уверен, что там нужно ваше фото (если только опять же для слайдшары), но вот перечисление ваших достижений пойдет на пользу. Контактные данные там не нужны.

Логотип вашей компании в шаблоне презентации на всех слайдах будет уместен и полезен. Если у вас не очень длинный адрес сайта, можно использовать и его. Телефон, емайл - бесполезны. Никто не будет вам писать или звонить в процессе выступления. Использование базовой информации о себе на всех слайдах решает проблему, когда вас просят вернуться с последнего слайда с контактами на какой-то из презентации - основные данные все равно будут видны участникам.

Сквозные элементы лучше ставить сверху, чем снизу. Часто проектор или экран не отрегулированы и организаторы жертвуют нижней частью презентации. Кроме того, низ может перекрываться какими-то конструкциями на сцене и самим спикером.

Финальный слайд с контактами часто из-за спешки висит очень недолго. Поэтому лучше меньше контактов, но таких, по которым вас можно нагуглить. В последнее время я приглашаю всех сразу в фейсбук и скайп. Это работает лучше, чем навалить стену из контактов, которыми никто не воспользуется.

Лучше делать два варианта презентации. Менее подробный для выступления. Более подробный - для выкладки на слайдшаре. Как вариант, работать на выступлении с более подробным, но пролистывать часть слайдов.

Набор веса.

В погоне за достижением максимального результата начинающий спикер начинает выступать на всех конференциях подряд. Несомненно публичные выступления неплохо поднимают адреналин в крови и стимулируют выброс эндорфинов. Но в сухом остатке от постоянных гастролей перманентная усталость и ощущение низкой эффективности от проделанной работы.

Чтобы этого не происходило, лучше всего составить для себя график выступлений на полгода-год вперед. Подготовка качественного доклада без этапа исследований занимает примерно 3-4 недели. В год более-менее хороших докладов можно подготовить не более трех-четырех. На большее не хватает ни сил, ни возможностей, ни материала. Поэтому популярные спикеры обычно или выступают повторно с тем же докладом. Или возят один и тот же доклад, отлаживая его под целевую аудиторию в зале. Это метод ковровых бомбардировок, который подходит только очень часто выступающим докладчикам.

Спикер, который выступает не слишком часто, от повторных докладов практически ничего не получает. Инфоповодом такой доклад не станет, а аудитория на самой конференции традиционно слишком мала, чтобы принести заметный эффект. Поэтому, если нет других поводов съездить и выступить, то я бы отказался от повторных прокатов - вытащить из них заметный эффект будет крайне сложно.

Наименьший публичный эффект приносят региональные бизнес-конференции. Дальше идут общетематические. И наилучшие результаты показывают тематические конференции. Региональные проигрывают по целому ряду параметров: часто это слабая наполненность тематической секции, но основная проблема - слабый уровень подготовки аудитории, который заставляет делать совсем уж слабые доклады, с которыми не выйти на СМИ и даже выкладка в паблик таких докладов принесет мало эффекта.

Это не значит, что с региональными конференциями не стоит сотрудничать в качестве спикера. Но ожидать от них достижения базовых целей не приходится. Чтобы увеличить отдачу от выступления перед бизнесом в регионе, можно проводить ту же политику, что и для тематических докладов, но на уровне региона: приглашение на уровне региона, публикации в СМИ на уровне региона, сотрудничество с местными деловыми организациями (например, местной торгово-промышленной палатой или местным деловым клубом).

Еще региональные конференции - отличный повод для общения с коллегами. На тематических конференциях их концентрация слишком велика и пообщаться с каждым тесно - невозможно. На региональных спикеров из одной ниши немного и можно отлично наладить деловые и личные связи.

Не менее важна роль региональных конференций для обкатки своих навыков выступлений и умения держать удар. То, что простится на региональной конференции, на тематической превратится в избиение на сцене.

Общетематические конференции я не люблю. Это конференции чисто клиентские, с еще большей раздробленностью по залам, по аудитории. Если и выступать на таких, то ради статуса и не более. Пример общетематической конференции - это московский РИФ, который обо всем и одновременно ни о чем.

Тематических конференций не слишком много, попасть на них не так легко, но именно они наиболее качественно освещаются в тематических СМИ. И выступать на них нужно, если планируете поддерживать свой статус эксперта. К счастью, небольшое количество таких конференций вполне укладывается в физические возможности по подготовке докладов почти любого спикера. Двух-трех выступлений в год на таких ивентах более чем достаточно, если корректно отработать каждый инфоповод (напомню про тизеры и работу со СМИ и соцсетями).

Вес от работы с конференциями появляется не сразу. Он накачивается тем дольше, чем больше вы игнорируете другую работу по поддержанию своей экспертности. В среднем, уходит год и порядка 10 выступлений на разного уровня конференциях для того, чтобы выйти на пик медийности. Если вы решили, что это ваш путь в поиске лидов, то приготовьтесь к марафону.

Примеры хороших спикеров.

Константин Леонович. Куратор проектов SAPE сейчас стал выступать сильно реже, но его выступления отличает яркая и мощная подача. Отличная работа с залом, всегда крепко проработанный материал. Константина можно смело советовать в качестве примера. Константин обычно выдает обзорные или исследовательские доклады.

Дмитрий Сидорин. Дмитрий очень харизматичен в процессе доклада. Каждое его выступление - это маленький спектакль. Я бы не сказал, что материал, который он подает, является чем-то инновационным, новизны там мало. Но Дмитрий цепко держит внимание участников и не отпускает их до самого конца. Доклады Сидорина можно отнести к образовательным или евангелистским.

Дмитрий Севальнев. У Димы всегда отлично проработанные доклады. Большей проработки я до сих пор не могу встретить. Каждый доклад начинается с его структуры. Каждый блок доклада завершается промежуточным выводом. В конце доклада есть и вывод и список литературы для самостоятельной проверки исследований. У Дмитрия всегда только исследовательские доклады.

Стас Поломарь. Один из самых сильных исследователей на рынке. Минусом его докладов остается слабая подача и слабое структурирование. Говоря проще, Стас делает доклады для специалистов, а не участников. Но качества его материала это не уменьшает.

Юрий Титков. Король кейсовых докладов. Юру надо просто видеть, причем воочию, объяснить уровень его воздействия на аудиторию сложно. Отличие Юриных кейсов от многих других - в их масштабируемости.

Резюме.

Всегда надо помнить, что быть хорошим специалистом и сделать хороший доклад - это две разные вещи. И многим действительно хорошим специалистам стоило бы подтянуть свои методические знания в области подготовки докладов. А вот ряду неплохих докладчиков не помешал бы материал посильнее.

Дерзайте и помните, что выступление на публике - это один из самых быстрых способов роста на рынке, так как именно такая работа показывает вашу реальную экспертность. И только такая экспертность вызывает наибольшее доверие у целевой аудитории, которая потом придет к вам за услугами.

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More