Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

понедельник, 19 сентября 2011 г.

Когда умирают стартапы

Многим кажется, что для стартапа достаточно хорошей идеи, удачи и хорошего организатора. Однако, это не так, хоть и немаловажно. Идея, кстати, может быть плохонькой или клонированной. Удачи может вовсе не быть. Организатор? Да где их взять? Стой на каждом углу организаторы, мир бы захлебывался от стартапов, претендующих на мировое господство.

Стартапу нужен план. Вначале он, может быть, и не нужен, так как неясно, куда вообще полетит запущенный проект. Но как только пошел спрос, появились требовательные потребители, уже можно и нужно что-то планировать. Не припомню ни одного проекта, где участвовал, который бы не изменился после первых покупателей. Всегда кажется, что ты главный, ан-нет, потребитель приходит и ставит тебя на место, и стартап меняется до неузнаваемости и полного несоответствия в деталях с первоначальной идеей. Хорошо, если дух идеи остается. Бывает, что приходится и с ним расставаться, как в случае с первыми версиями Эппловских компьютеров, когда идею с расширением возможностей персонального компьютера в итоге взял себе IBM.

Стартап требует выдержки и равновесия в тяжелые моменты. Да и не только в тяжелые, но и в моменты успеха. Легко сорваться и изменить плану, начать тратить миллионы или занимать те же миллионы в долг. А остановиться потом уже никак, да и негде - так далеко отходишь от выбранной когда-то дороги, что уже и сам не понимаешь как и зачем тут оказался. У любого стартапа есть цель: взять долю рынка, заработать ХХХ денег, нарубить капусты и развалиться, обеспечить безбедную старость - да мало ли. Вот только к каждой цели ведет всего одна дорога. И можно по этой дороге плестись или бежать, но сходить - это значит по сути убить стартап, так как там, за дорогой уже другие пути, другие стартапы.

Стартап надо дожимать. В каком-то смысле это следствие предыдущего тезиса. У тебя не получается, но ты делаешь новый подход и дожимаешь. Или еще один подход. Или снова. И пусть кровь течет из ушей и носом, но надо дожать или все предыдущие усилия были зря. Очень много стартапов сломалось не потому, что были плохи, а просто вдруг менялся руководитель проекта, а новый не видел, зачем дожимать. Да и что дожимать не видел. Слепы инвесторы, которые покупают сырой стартап и отпускают вдохновителя, предварительно не выжав из него все, что он может. Я бы вообще покупал стартапы только с обязательным договором с основателем отработать не менее трех лет на проект после сделки.

Стартапом надо жить. Идея - дело хорошее, но просто придумать и дать направление движению - мало. Надо вживаться в проект. Лучшие проекты - те, которые сделаны с душой. Ибо системы там нет. Она появляется много позже. А до тех пор проект жив только душой своего создателя. И пока он, создатель, будет жить в синергии с проектом, они будут ломать математику, делая 1+1=3. Когда начнет появляться система, а это от года до пяти лет в зависимости от масштаба и сложности проекта, тогда можно постепенно забирать душу себе обратно. Проект не развалится. Он, конечно, похолодеет, но трудно говорить о душе там, где работают сотни человек, воспринимающих свою миссию в компании каждый по своему.

В любом стартапе должен быть только один лидер. Отцов может быть много, проповедников - еще больше, но лидер, гуру, отец - только один. Именно потому у Майкрософта есть Гейтс, у Эппла - Джобс. У любого удачного стартапа только один лидер, хотя отцов много больше. У успеха всегда много отцов. Но где бы они были, если бы не шли за своим лидером, доверяя его чутью? Команда тоже нужна. Но когда нет лидера, начнется или перетягивание одеяла, или просто никто ничего вообще делать не будет. Или будьте лидером, или успокойте свои амбиции ради большего успеха. Порулить системой возможность представится. Главное дожить до того, как стартап начнет в нее превращаться.

У стартапа должны быть деньги. Будут они браться из оборота, от инвесторов или за счет кредита в банке - не важно. Но если их нет, то не будет рекламы, не будет поддержки сотрудникам низшего звена, не будет средств производства. Основатель может работать за идею очень долго. А вот остальные - нет. Какая бы команда не была сплоченная, остановить ее от распада в случае нехватки средств сможет только еще более плохая обстановка в стране в целом. Первые сотрудники КД-Лаб (Самогонки, Периметр) почти год работали за копейки, пока каким-то чудом не получилось продать первую игру. Но им просто некуда было пойти, в стране был кризис и безденежье, а в студии - интересная работа и перспектива. Семьи терпели, ибо все равно деваться было некуда.

И, конечно, стартапу нужна осязаемая цель. Трудно строить планы и привлекать сотрудников, если ты даже сам себе не можешь объяснить, чем собираешься заняться. Можно топить свои мысли в карнавале веселья, но никто не даст денег за твою работу, если не понимает, зачем ты ее делал. Фейсбук стал из игрушки бизнесом тогда, когда первый инвестор разглядел в нем возможности для бизнеса - контроль над общением миллионов людей это очень сильный инструмент для любого бизнеса. По сути фейсбук сделал мечту о переписи и сортировке населения планеты реальностью, а потом стал продавать это своим клиентам. Идеальный маркетинговый инструмент. А вот в фактруме я не могу разглядеть никакой идеи - наверно, поэтому его создатели имеют хороший траффик и не имеют понятия, как на нем зарабатывать. Просто интересный проект, но в общем-то никому ненужный. Завтра придет другой такой же и займет его место. Рынок "а вот интересно" простой и быстроменяющийся рынок, интересный только издателям, но практически неинтересный самому потребителю.

Делайте стартапы, живите ими, превращайте в систему, ищите деньги. Удачи вам! И попутного ветра под хвост.


12 коммент.:

как-то отстраненно, будто уже на пенсию собрался

Судя по твиттеру, Дима решает, что же ему делать со своими гениальными идеями (коих у него похоже припасено немало) :-)

Чисто заметка от теоретика, в целом ни о чем, словесный высер на многобукв.

Прочитал уничижительные коментарии 3-х начинающих бизнесменов...
(прости Господи за критику, ибо сам таким был)

23 года первой подписи, шефа крупного предприятия, в городе миллионере, дают мне право полагать, что статья крик души, - именно практика.

Ребята, когда пару раз начнете дело после стартапа, на ящике из под гвоздей, тогда поймете практиков.
С уважением к вашему задору и нашему опыту...

Трудодень: Рад тебя видеть. С возвращением и благодарствую.)

Аноним: видно вы тут впервые. Тогда добро пожаловать. Если не впервые, тогда ваше замечание меня и мой десятилетний опыт смущают.

Многое в этой статье понравилось, как-то созвучно моим размышлениям. Вот эта фраза: "Вот только к каждой цели ведет всего одна дорога. И можно по этой дороге плестись или бежать, но сходить - это значит по сути убить стартап, так как там, за дорогой уже другие пути, другие стартапы" - особенно. Если слово "стартап" заменить другим, или убрать коммерческую подоплеку, то получится вообще про жизнь и ее смысел.
А если опять же немного поубавить цифры, то "Легко сорваться и изменить плану, начать тратить миллионы или занимать те же миллионы в долг. А остановиться потом уже никак, да и негде - так далеко отходишь от выбранной когда-то дороги, что уже и сам не понимаешь как и зачем тут оказался." - вообще стори оф май лайф.
Спасибо за статью, Дима. Она спасла мой день.

Согласен со статьей, самая большая проблема любого стартапа это сомнения, иногда бывает ощущения что еще немного и все идет к хренам, но если стартап удачен и есть вера то произойдет всегда нормлаьный шаг такой что кто нибудь предложит еще большие инвестиции
с нами так и произошло

Браво!
Просто восхищен - все написано нормальным языком, емко и черт возьми компактно!!!
Это такая редкость - куча писак из этого материала пару книг бы сделала...
Спасибо

В статьях пошёл повтор уже, хорошие статьи стали за деньги только. Считаю что Баблоруб себя изжил...

Каждый месяц вот уже два года аноним делает такой комментарий. Я не пойму только, один это аноним или разные?

"В любом стартапе должен быть только один лидер. Отцов может быть много, проповедников - еще больше, но лидер, гуру, отец - только один"

Подтверждено практикой.

Именно по этому не желательны в стартапах родственники, однокашники и др ...

На днях завалился крупный стартап, по заморозке овощных салатов с 10 летней прекрасной историей.
Стало тяжело в последние годы и приятели перегрызлись...
Кризис вместе коротать, это не в баню ходить по четвергам!

Чувствуется, что написано из опыта. Мне очень понравилось, полезно и познавательнь. Даже страницу об авторе прочитала :-)
И спасибо за пожелание. Вам тоже попутного ветра и денежных стартапов ;-)

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More