Телефон агентства Баблоруба REMARKA: 8-800-333-06-80 (бесплатно для РФ) / Заказать поисковое продвижение, настройку контекстной рекламы, SMM

четверг, 23 сентября 2010 г.

Небольшие веб-сервисы для заработка в сети

Сегодня мы затронем еще одну мою любимую тему с большим потенциалом. Речь о веб-сервисах. Но не о таких больших, как биржа ссылок или сервис типа сеопульта. Это большие продукты, требующие работы слаженной команды профессионалов в течение длительного времени, серьезных инвестиций и не менее серьезного терпения. Т.е. это не для каждого. А вот небольшие сервисы с инвестициями в 300-500-1000-2000 долларов вполне реальны. Более того, большая часть из них останется на плаву, принося скромный но постоянный доход, вполне оправдывающий начальные затраты. Поэтому напрягаемся и пытаемся вникнуть в нить рассуждений - готовых рецептов здесь нет, каждый случай индивидуален. Но схема действий примерно одна и та же.

Начинать, разумеется, надо с ниши. Но когда большинство пытается совершить революцию, надо смотреть не в сторону инновационных решений, а улучшения работающих систем. Возьми то, что есть и заставь это работать лучше. Например, достаточно простой продукт сапемастер делает то, что не может делать сама сапа. Наверно, кто-то скажет, что сапемастер не такая уж и простая штука. Да, но это все вопрос вложений времени и денег. Сама же идея - нишевая. Ведь согласитесь, без сапы сапемастер не нужен.

Как подыскать нишу? Начните с вещей, которые раздражают. Выпишите на листочек что не так с теми продуктами, с которыми вы работаете. Например, меня выбешивает каркасность движков. И не только меня. Именно поэтому существует целая индустрия плагинов под движки, в частности под вордпресс. И плагины эти неплохо продаются. Есть даже целая культура потребления платных плагинов при бесплатных движках.

Второй вариант поиска - сформированный потребительский сегмент. Именно так появился Satellite-X - как первый самостоятельный продукт для заработка на ссылках. До него были только адаптации. Конечно, это не сервис, но пример показательный. Допустим, вы длительное время тусуетесь на форуме мамочек и видите, что тетки мучаются с обменом-передачей вещей. Значит, есть смысл проверить востребованность небольшого сайта, куда каждая мамочка может выложить ненужное барахло, а другая выбрать эти вещи и забрать. На чем заработок? Самое простое - скромная абонентская плата для тех, кто подбирает вещи, размещение же бесплатное. Интерес к детским вещам длится примерно 5-7 лет, потом дети преимущественно переходят на новые вещи. Поэтому благодарная потребительская аудитория обеспечена.

Третий вариант - убогий конкурент. Допустим, кто-то сработал по случаям выше, но сил у него хватило только на кривобокого урода. За неимением лучшего в этой нише люди пользуются тем, что есть. Отличный способ взять идею и сделать лучше. Основное условие - оригинальный сервис не должен слишком глубоко увязнуть в сердцах потребителей. И, конечно, должен быть виден тренд на понижение интереса владельца оригинального сервиса к своему детищу. Вот тут и наступает ваше время. Приходите и берите. Только не надо глупо копировать и лезть в нишу, где и без вас много народу, если у вас нет надежной финансовой подушки. Допустим, делать новую биржу ссылок затратно, а вот сделать еще один публичный сервис проверки сайтов с оригинальной моделью - вполне оправданно, что в свое время и доказал Маул. В чем профит? С панелькой - не знаю, но есть много сервисов, которые приносят денежку своим существованием.

Отдельно стоит поговорить о страховке. Большинство, не думая, кидается во все тяжкие в сферы, которые могут быть интересны и крупным компаниям. Поэтому со временем столкнувшись с конкуренцией с монстрами мелкие сервисы выбывают из игры или сохраняют только небольшое число последователей, недостаточное для решения проблем по обеспечению работоспособности сервиса. Поэтому надо изначально прикинуть, насколько интересно крупнякам лезть в эту нишу. Важнейший критерий - потенциальный потолок. Как бы ни было трудно оценить его - это вопрос времени. Первые же тестовые опросы примерно очертят потенциальную аудиторию потребления. Слишком мелка получится - лучше отказаться самому от работы. Слишком крупная - стоит отказаться  по причине потенциальной конкуренции с крупными сервисами (если у вас нет инвестора). А вот серединка - отлично, можно работать.

Самый понятный пример - внутригородской сервис чего-нибудь. Справочник или специализированный портал. Или узкая ниша веб-услуг. Допустим, я предлагаю размещение отзывов в своей сетке блогов. Наша емкость примерно 60-90 коммерческих отзывов в месяц. Учитывая технологию, как мы это делаем: каждый отзыв отделяется двумя бессылочными постами (1 ссылка в итоге на 3 поста!) и снабжается комментариями - крупнякам это тупо неинтересно. Сервисам вроде блогуна проще продать массу подешевле, чем заниматься эксклюзивным размещением. Поэтому они сидят в нише говноссылок, а мы в нише копирайтных недорогих отзывов, не мешая друг другу. И если кто нам составит конкуренцию, то такой же копирайтер или группа копирайтеров. А на нас всех клиентов хватит.

Закончили с подбором ниши, пора начинать делать сервис. Сервисы бывают построенные на ручном труде и на автомате. Например, вы можете купить у нас базу кеев R-Base (100млн.кеев), но дальше вам предстоит серьезный секс с кейвордкипером, чтобы сформировать выборки для своего доргена. Сам владелец по моей просьбе сделал несколько типовых выборок. Но этого мало, чтобы удовлетворить рынок. Очень и очень мало. Чтобы сделал я, будь у меня время и силы? Купил бы эту базу и еще несколько, а потом сделал сервис по сбору чищенных баз кеев. Конечно, тут будет много зависеть от репутации, но это дело наживное. А избавить себя от трудов по чистке и подборке кеев под определенную нишу многие бы захотели себя избавить. Имхо. Если цена устроит. Пришел Вася и заказ 10 наборов по 1к кеев на тему "Соловьи". Ты собрал, продал по 1баксу за набор. 12 баксов в карман. А у Васи 4 часа сэкономленного времени, которое он потратит на генерацию дорвеев и заливку их на хост.

Поэтому ручной труд нельзя откидывать. Более того, я бы рекомендовал даже полностью автоматические сервисы начинать с ручного или полуавтоматического. Тот же Ганин хотел когда-то сделать сервис, где с одной стороны потребители будут заливать макеты или ТЗ, а с другой стороны профи форматировать/обрабатывать это барахло и скидывать обратно. Слив/залив + оплата на автомате, остальное - руками. Чем не сервис?

И, конечно, полный автомат. Наибольший минус полного автомата, что он имеет ценность только тогда, когда его создание недоступно большей части программистов. Если это не так, то через полгода рунет запестрит клонами и кранты вашему сервису. Ручной так не продублировать. Поэтому автоматические сервисы должны содержать или достаточно высокотехнологичный модуль, или предлагать инновационное решение, которое вообще непонятно как работает. Не могу сказать, что так уж много таких идей. Но есть. Стоит только копнуть поглубже и найти хорошего кодера. Или самому таким быть.

Дальше идет стадия создания сервиса. Базовые затраты на создание сервиса, о которых идет речь, можно навскидку оценить в сумму 500-1500 баксов. Почему так много? Ну так, не говнокодера же ищем. Почему так мало? Ну так не биржу же ссылок пишем. Работы будет меньше. Сроки? Месяц-полтора. Можно и быстрее, но зачем торопить.

Как выбрать кодера? Не берите специалистов по определенному типу движков. Берите лучше модульщика - тот, кто пишет на заказ модули. Он больше кодер, чем большинство этих настройщиков цмэсок. Если в портфолио есть парсеры - это отлично. Написание парсеров - это как тест на вшивость кодера, потому что требует искать свой подход к особенностям множества систем и учитывать много нюансов их работы. Еще обратите внимание на качество HTML-верстки. Это вроде бы и не так уж нужно для кодера, но говорит об его аккуратности в работе. Чем чище верстка, тем пунктуальнее человек. Ну, и последний тест - личное общение. Видите понты, отказывайтесь от сотрудничества. Ибо в течение работы вы постоянно будете менять ТЗ, а человек с пафосом будет вам за это мотать нервы. По мне так лучшие ребята под такие проекты - добровольные кропотливые зануды с мягким характером. Они будут вынимать вам душу вопросами, в которых вы ничего не понимаете, но работой вы останетесь довольны.

Запустили кодинг? Отлично, вот здесь начинается первый этап раскрутки сервиса. Да-да, раскручивать сервис надо тогда, когда его нет. Этапов несколько: сначала анонс, что вообще что-то будет. Потом сбор информации с фокус-групп. Потом первые тесты на бете. Потом второй этап тестирования. Потом этап тестирования на живых людях. Потом прямая реклама. Потом партизанская часть. Потом уже зависит от результатов предыдущих этапов.

Однако, важно учитывать сроки. Мозг человека устроен так, что полгода он ждать не будет. Все мы живем в месячном ритме, а внутри месяца - в недельном. Поэтому упоминание споткнется в первый раз о неделю, второй раз - о месяц. Потом начнется забывание. Поэтому первый анонс лучше запускать за месяц до экшена. Чтобы понять о чем я, вспомните тизерные этапы рекламы вашем городе. Сначала мутная херотень на щитах и через месяц - нормальная реклама. В вебе законы те же. Точнее, веб не веб - законы восприятия информации не меняются.

Так что горе вам, если облажались по срокам. Могу длиннннннный список представить проектов, которые умерли, потому что обманулись по срокам. Так что я бы для начала замерял темпы разработки, а потом планировал рекламу.

В чем суть рекламной кампании сервиса. Давайте поэтапно:
- Заинтересовать новизной. Самая широкая аудитория. Я не люблю этот этап и стараюсь обычно его избежать. А то пернешь и обломаешься по срокам. А я люблю отложить идею в долгий ящик.
- Принцип эксклюзивного участия и причастности к разработке, формирование лояльной аудитории. В сервисе только приглашенные. Будущая элита сервиса и ваши главные советчики.
- Эмиссия лояльной аудитории до взрывной - короткий этап, когда вроде бы еще и закрытый сервис, но уже народ идет косяками, например, через инвайты.
- Открытие. Обычно на эффекте новизны можно протянуть месяц-два. Все наперебой делятся информацией об открытии сервиса.
- Апдейты. Пока идет рост - важен любой инфоповод. В дальнейшем играют роль только серьезные апы. Поэтому важна регулярность апдейтов.
- Акции. Когда уже ничего не помогает - пора проводить акции. Ищем денежку в загашнике. Кстати, неверно думать, что чем больше денежек в виде приза, тем лучше работает сам сервис. Просто это говорит, как правило, либо о непродуманной призовой политике, либо о продуманной инвестиционной политике и надеждах на развитие.
- Джинса. Когда уже и акции не бодрят, идет открытая джинса в блогах и на форумах, появляются кучи хороших отзывов, постоянные апы топика.
- Грамотный пиар. Кто выжил и зафиксировал траты, тот постепенно определяет свою нишу и начинает заполнять ее целиком, как кисель в стакане. Тут методики так разнообразны, что мы в этой статье даже не будем и пытаться их описать. Если хотите пример, то посмотрите, как сейчас продаются Х-продукты, как продается Зебрум. Не могу сказать, что я офигеть как счастлив от количества продаж, но этот сегмент в моей деятельности себя окупает. В любом случае, более широкая реклама ничего не даст.

Главное в рекламе сервиса - ее сочетание со сроками, как ни странно. Тут и есть основное отличие от рекламы в оффе. Там, как правило, реклама хоть и привязана к срокам, но больше бьет по желаниям потребителей. А в вебе бьют по желаниям больше сарафаном. Сначала это шокирует, потом привыкаешь. Так уж устроен веб - в нем мнения распространяются в разы быстрее оффа, поэтому проще и понятнее пытаться управлять этими мнениями, чем их формировать через рекламу. Вкинул тролля или опубликовал несколько качественных откровенных отзывов - спас бюджет и получил нужный эффект.

Поэтому баннерную рекламу и джинсу сосредатачиваем на этапах, когда надо оповестить большое количество человек о событии. А отзывы и топики на форумах - начинаем отрабатывать на втором этапе. Я не очень хорошо отношусь к топикам, которые появляются раньше, чем сервис начинает работать. Так и хочется спросить - какого так рано приперся. А когда пошла волна - такой топик это способ получить обратную связь с потенциальным и текущим потребителем.

Правило двух недель. Очень жесткое правило. Если в течение двух недель вы не смогли создать положительную связь с потребителем, то дальше будет хуже. Т.е. допустим из 100 человек 30 довольны, 70 недовольны. В течение двух недель вы вносите исправления - довольных становится 60, недовольных 40. Недовольные уйдут, но негативная тенденция переломана. Если ничего не меняется, то еще через две недели иссякнет эффект новизны, приток сократится, а пользователей нет. И количество негатива зашкаливает. Перезапуск обойдется в итоге дороже, чем запуск нового сервиса. Поэтому лучше вначале повкалывать, пока приток новых потребителей не станет выше оттока, а цифры не стабилизируются. Помните - у вас всего две недели! Не успели - пеняйте на себя. И никакие обещания не спасут.

Теперь о приятном. О бабках. Пришло время добраться до заработка. Лично мне очень нравится система на препайдах через сервисы оплаты. Во-первых, фиксирует минимальную сумму. Во-вторых, много вариантов оплаты. В-третьих, надежно. Но если жалко терять 2.3%, то можно сделать перевод напрямую и свести все оплаты к одному варианту через вебмани. Модули для оплаты есть в открытом доступе и их легко прикрутит почти любой вменяемый программист.

Суть оплаты - реальные деньги меняются на виртуальные внутри вашего сервиса и там списываются на услуги. Схемы возможной оплаты: по факту использования, повременная оплата. Какую внедрять - зависит от конкретного сервиса. Отдельно продумайте систему возвратов со счета - это сохранит вашу карму.

Вот и все собственно. Теперь сложим это все на примере простого кейса. Выше был пример магазин-обменник для мамочек. Вот примерный план работ.

0) Узнаем целесообразность идеи. Мамочки в ахуе наперебой дают советы.
1) Найти программиста.
2) Реализовать вчерне схему наполнения магазина и обмена вещей.
3) Заказать хороший дизайн.
4) Пиарим, что разработка пошла и набираем 3-5 человек для теста сервиса. Лучше тех, кто поэмоциональнее и пофлудливее.
5) Ставим диз, отлаживаем обмен с помощью мамочек.
6) Ставим оплату. Оговариваем на форуме посильную оплату сервиса, в качестве львов выпускаем мамочек-тестеров. Радуемся развернувшемуся срачу.
7) Добиваем мелочи. Приглашаем 20-30 мамочек.
8) Покупаем баннер на этом форуме, открываем публичную регистрацию. Важно: ранее надо добиться размещения большого числа вещей от мамочек-тестеров. Путем убеждения, конечно.
9) Возимся с глюками, отвечаем на тикеты.
10) Сервис принял стабильную форму. Запускаем контекст, продвижение, рекламу на местных порталах. Атакуем другие форумы.
11) Раздаем льготные абонементы. Формируем положительно общественное мнение. Набираем базу потребителей с вещами.
12) ...

Конечно, все будет не так, но схема особо не изменится. Сервис мелкий, нишевой и все зависит от конкретного общения с отдельными личностями. И как там все повернется, заранее предсказать нельзя.

Теперь подведем итоги всех этих рассуждений. Любой сервис хорош тем, что он почти не зависит от "погоды": поведения поисковых систем или конъюктуры рынка. Хотя, конечно, зависит, но не так уж и сильно, кроме того сказывается инерция погодных условий. Т.е. через пару лет он может быть никому не нужен, но пара лет - это вечность для веб-проектов.

Малые сервисы малозатратны. Даже в плане рекламы. Хотя они, конечно, и малоприбыльны, если для вас 0.5-1 штуки баксов в месяц это мало. Но в контексте затрат это 200-300% прибыли в годовом исчислении. Я так и не знаю ни одного сервиса, который я сделал и не отбил за первый год.

Теоретически, малый сервис может стать частью большого или расшириться с ростом аудитории. Многие популярные сейчас сервисы выросли из идиотских частных идей. Тот же твиттер, к примеру.

Сервис ликвиден. В силу своей инертности даже угасающий сервис можно продать, а продавцу успеть выжать результат до полного умирания сервиса.

Сервис материален. Сайт, если он попал в бан - уже никому не нужен. А в сервисе есть люди, которые все и сразу не уйдут.

Сервис - не сайт для заработка, всегда остается шанс переломить ситуацию и вернуть доверие и прибыльность.

Сервис - это еще и социальная инженерия, которая вштыривает порой лучше алкоголя и падения с парашютом. Я уже попривык, а ребята, с которым я сотрудничаю, временами выпадают в осадок и писаются в штаны. Реально, сидят и дрочат стату каждую минуту в течение месяца. Ибо там по другую сторону не деньги, а живые люди и они что-то делают по твоим правилам.

Что я могу сказать еще? Мне это офигенно нравится. Возможно, это то, что вы искали, но не могли поднять голову от дорвеев и говносайтов. Так не пора ли вернуть себе возвышенное расположение духа и ощущение, что ты делаешь что-то кому-то нужное?

Удачного всем дня!

---------------------------------
Подпишись на обновления в блоге одним кликом! Читать на твиттере! :: Реклама в блоге


9 коммент.:

Дима, подскажи. Допустим есть идея сервиса и даже возможно готов сайт. Допустим всё делается как у тебя написано в плане рекламы и запуска. Лично я, если вижу полупустой проект, если он лично мне не категорически интересен, то я ухожу с него и не возвращаюсь посмотреть как у него дела. Я впринципе понимаю, что скорее всего я просто не целевая аудитория и наверняка найдутся люди, которые будут следить за развитием проекта с самого начала, но вот тот факт, что я сам не задержался бы на полупустом проекте как-то мешает. Как перебороть себя?

Есть сервис по ключам, datarama зовется.

Дядя Дима, блин, Джек Траут, блин, рунета =)

Очередной толковый пост в стиле Баблоруба. Спасибо, интересно.

Тоже сразу подумал на упоминатор. Твой?

А датараме разработчик не рад. Даже я удивился, немного пиарил его, а эффекта не было. И не понятно, почему.

Меня давно терзают мысли по поводу создания чего-то подобного, из описанного в статье. Но это пока только "чего-то", т.к. и опыта пока нет достаточного, да и денег тоже нет:))

Блин до конца не дочитал, но все же познавательно

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Эту страницу: Twitter Facebook Favorites More